Росздравнадзор может быть объединен с Роспотребнадзором, а полномочия Роструда, Россельхознадзора и Ростехнадзора могут быть распределены на уровне субъектов РФ. Такую идею оптимизации надзорных ведомств сейчас рассматривают в правительстве. Впрочем, против упразднения Росздравнадзора выступает Минздрав, а против ликвидации Роструда – вице-премьер Ольга Голодец.
На обсуждение вопроса оптимизации работы контрольно-надзорных ведомств были приглашены члены всех учреждений, пишет «Ъ». В ходе заседания планируется рассмотрение опыта Республики Крым по передаче регионам полномочий контролирующих органов – в частности, Россельхознадзора, Роструда и Ростехнадзора.
Представители ведомств опасаются оптимизации, поскольку она может иметь разрушительный характер в условиях поступательно развивающейся системы. В социальном блоке правительства считают, что упразднение ведомств не упростит, а усложнит жизнь малому бизнесу на фоне децентрализации структуры органов.
За Роструд заступились также профсоюзы. По их мнению, упразднение приведет к тому, что субъекты будут финансировать сегмент по остаточному принципу. В то же время профсоюзы готовы взять функции ведомства на себя, заявил секретарь ФНПР Александр Шершуков.
Стоит ли объединять надзорные ведомства? Каких результатов можно ожидать от слияния?
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по контролю и надзору понимаются прежде всего осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.
По состоянию на 01.09.2015 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» после уточнения состава и структуры федеральных органов исполнительной власти для выполнения функций по контролю и надзору созданы и функционируют 30 федеральных служб и это действительно много (при этом необходимо также отметить, что, чем меньше ведомство, тем оно дороже обходится бюджету - в расчете на одного сотрудника).
Практика данных ведомств показывает, что кроме собственно контрольных и надзорных функций, многие из них оказывают также несвойственные службам массовые государственные услуги. Так лидерами по предоставлению массовых государственных услуг являются такие федеральные службы как Росреестр, Росстат, ФНС России и ФМС России. При этом ряд федеральных агентств осуществляют значительный объем контрольно-надзорных функций (ФМБА, Росрыболовство, Росстандарт и другие).
Учитывая, что в законодательстве до сих пор нет разделения терминов «контроль» (от англ. «Control») и «надзор», которые согласно словарным справочникам по сути являются синонимами, представляется полезным использовать какой-то один термин, например – «надзор».
«Надзором», с моей точки зрения, предлагается определить функции, обеспечивающие соблюдение законодательства в установленной сфере деятельности, направленные на достижение целей и задач государства.
Кроме того, можно было бы выделить крупные сферы, которые подлежат федеральному надзору и .по которым могут быть образованы отдельные органы исполнительной власти – «федеральные надзоры» (при этом «федеральный надзор» не вправе будет предоставлять государственные услуги, осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также не может быть в сфере ведения или в административном подчинении министерств).
Например - 9 основных сфер, по которым можно создать укрупненные «федеральные надзоры» (вместо существующих 30):
- в технологической, атомной, природоресурсной сферах и экологии;
- по экспортному надзору и финансовому мониторингу;
- в сфере антимонопольной, финансово-бюджетной и тарифной политики;
- в сфере транспорта;
- в отраслях социальной сферы;
- за оборотом наркотиков и регулированию алкогольного рынка
- в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
- за исполнением судебных решений
- в сфере защиты прав потребителей, ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Остальные сферы деятельности, по которым сейчас функционируют федеральные службы, можно передать в состав укрупненных министерств (а в отдельных случаях - федеральных агентств).
Также необходимо установить исчерпывающий перечень сфер, по которым создаются региональные надзоры. На муниципальном уровне, как мне представляется, вообще нет смысла создавать надзорные органы (т.к. это вообще уровень самоуправления).