Минтруд представил справочник самых перспективных и востребованных профессий на рынке труда РФ.
Из 1767 профессий порядка 600 - это специалисты, которые готовятся в системе среднего профессионального образования. По поручению правительства 50 новых, наиболее перспективных профессий по таким направлениям, как беспроводные, навигационные технологии, программное обеспечение, ракетостроение, робототехника, вынесены в отдельный список.
По словам замминистра труда Любови Ельцовой, сейчас увеличивается количество безработных с высшим образованием, в то время как доля безработных со средним профессиональным образованием остается на постоянном уровне. Это косвенно говорит о насыщении рынка труда специалистами с вузовским дипломом, тогда как потребность в квалифицированных рабочих растет.
По данным Минтруда, ежегодно вузы выпускают огромное количество невостребованных специалистов. Например, каждый третий студент высшей школы (31%) учится по направлению «экономика и управление», а доля таких специалистов в общем спросе на работников всего 13,7%. Еще больший дисбаланс наблюдается в «гуманитарных науках» - 20% от общего числа студентов и всего 3% - спрос на рынке труда.
Подготовленный справочник - один из инструментов, направленных на то, чтобы избавиться от дисбаланса.
Как, на ваш взгляд, решить проблему дисбаланса на рынке труда?
Информация о кризисе «белых воротничков», что называется «с бородой». Речь о том, что управленцев, менеджеров, юристов, бухгалтеров много. Хотя правильнее сказать, что много людей с таким образованием. Реальные профессионалы от управлению, юриспруденции и др. – товар редкий, дорогой и без дела не остается, но это отдельный разговор.
Практика работы тренинговой компании ProBusinessEducation с крупными заказчиками показывает, что и трудоустроенные «белые воротнички» ищут способы зарабатывать вне офиса. Часто задают вопросы из серии «а как бы нам перейти в бизнес тренеры», не понимая что тренинг – это ремесло, которое также нужно осваивать.
Проблема занятости населения комплексная. Здесь и миграционная политика – многие сферы деятельности уже традиционно за мигрантами, и экономическая составляющая, например стагнация крупных предприятий в промышленных городах оставляет без работы мастеров с золотыми руками и многое другое.
Вернемся к среднему образованию. Не скажу за всю Россию, но в Москве сейчас по факту снижается набор в профессиональные колледжи (сокращается количество мест), уменьшаются специальности «на бюджете», сократили должность «мастер» - человека, который «из рук в руки» передавал специальность, уменьшается количество практики и увеличивается количество аудиторных часов, мало достойно оборудованных учебных площадок для практики.
Да чего уж далеко ходить, не в почете быть синим воротничком. Хотя «синий воротничок» с руками без денег и работы не останется. И лучше быть «синим воротничком» с работой, чем «белым» без.
Проблему дисбаланса наиболее красивым образом предлагал решить еще М.В. Гоголь «нужно чтобы каждый человек был на своем месте».
Пути решения традиционно тактические и стратегические. Тактически – это курсы переквалификации при работодателях, чтобы человек мог получить и специальность и сразу влиться в рабочий коллектив. Соблюдение трудового законодательства, чтобы сохранялось преимущественное право работы за гражданами РФ в строительных сферах и ЖКХ. Информировать людей о возможностях работы на предприятиях. Образцами, кстати, служат метрополитен и полиция – они широко рассказывают о возможностях трудоустройства, о вакансиях, предоставляют оплачиваемое обучение.
Стратегический путь:
1) Повышение престижа рабочих специальностей. Кстати, эта тенденция прослеживается и в мире. Проводятся фестивали рабочих профессий. В Казани пройдет чемпионат рабочих профессий WordSkill 2019.
2) Система ранней профессиональной ориентации.
3) Тесный контакт школы и бизнеса, чтобы дети уже в школе могли попробовать разные профессии на вкус и понять, где им интереснее. Кстати, некоторые компании так делают и получают отборные молодые кадры. Интересен опыт РусГидро, когда они создали систему инженерных, физических кружков школах и прививают детям интерес к техническим специальностям.
4) Системы наставничества и практического образования. Обучение из рук в руки намного эффективнее, чем обучение из уст в уши.
Как сказал один мудрец «можно вечно смотреть на то, как горит пламя, течет вода и как работает профессионал».
Одна из ведущих практик нашего агентства «Промышленность и производство». Мы много и часто общаемся с руководителями и HR-директорами крупных промышленных предприятий по всей России, и знаем, что востребованность специалистов со средним профессиональным образованием очень высока. Это связано как с текущими производственными нуждами, так и с модернизацией и расширением производства, в том числе, связанным с трендом на импортозамещение.
Престиж среднего профессионального образования за последние 20 лет в России существенно упал, при этом количество людей с высшим образованием увеличилось. Такой дисбаланс стал беспокоить не только представителей бизнеса, но и профильные министерства.
Несколько лет мы с большим вниманием наблюдаем за деятельностью проекта WorldSkills в России. Это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования. При реализации этого проекта тесно взаимодействуют Министерство образования и науки, Министерство труда и социальной защиты, Агентство Стратегических инициатив.
Мы искренне рады, что несколько дней назад Россия в жесткой конкурентной борьбе получила право на проведение мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Competition в 2019 году. Мировой профессиональный форум пройдет в Казани!
О важности этой победы говорит то, что заявку России официально представляли заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, врио Президента Республики Татарстан Рустам Минниханов и генеральный директор государственной корпорация по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко.
Через четыре года на форуме в столице Татарстана молодые специалисты со всего мира будут демонстрировать мастерство в строительном деле, производственных и инженерных технологиях, в дизайне, сфере услуг, интернет-коммуникаций и сфере обслуживания гражданского транспорта.
Хочется надеяться, что такие соревнования будут повышать престиж рабочих профессий, демонстрировать важность профессиональных компетенций для экономического роста страны и личного успеха, тем более что уровень заработных плат многих высококвалифицированных рабочих сопоставим, а иногда и превосходит уровень дохода людей с высшим образованием.
Эта проблема появилась в далекие советские годы, когда получение высшего образования давало возможность повышения социального статуса и престижа в обществе, и, как следствие, возможность продвинуться на более перспективную должность.
В рамках проблемы дисбаланса на рынке труда необходимо разработать механизм выбора профессии на основе следующих положений:
1. Большинство профессий, указанных в справочнике, просто не знакомы обычному человеку. Среднестатистический человек не захочет изучать 1767 профессий, тем более, что большинство из названий и объяснений ему ничего не скажут. Нужен механизм, как познакомить человека, готового идти учиться с этими профессиями.
2. Для того, чтобы человек захотел пойти учиться на рабочую профессию, следовало бы поднять уровень конкурентоспособности этих специальностей и в обязательном порядке, дать понять людям сколько такой рабочий зарабатывает сейчас и сколько будет зарабатывать, после освоения профессии и повышения квалификации.
3. «Ненужные профессии» в институтах и университетах может урегулировать только государство. Однако сегодня «престижные» профессии в ВУЗах приносят основные деньги от платных мест, так как обучение по этим направлениям стоит дороже, чем по менее востребованным. Пока в голове людей будет сидеть идея, что профессия, полученная в ВУЗе, - это всегда престижно и принесет много денег в будущем, так и будет наблюдаться перевес в сторону высшего образования по сравнению со средним. Нужно менять мировоззрение людей в области профориентации.
4. Для того, что сбалансировать ситуацию, и чтобы молодые люди хотели идти учиться на квалифицированных рабочих им нужно понимание того, что им это даст. Никому не интересно удовлетворять чьи-то интересы. Каждого человека, прежде всего, интересует он сам и его семья. Нужно показать все плюсы и минусы каждого из направлений и провести настоящую разъяснительную кампанию в СМИ. Нет необходимости ждать выхода нового справочника, почему бы Министерству не заняться этим на постоянной основе.
Вывод: Механизм выбора профессии должен включать в себя возможность ознакомления со всеми профессиями, с четким разъяснением плюсов и минусов с обязательным рассмотрением заработной платы, а также перспектив продвижения и развития собственного бизнеса на основе рабочей профессии (сегодня людей говорящих больше, чем людей делающих).
Еще раз о наболевшем. А ответ прост – профориентация, профориентация и еще раз профориентация. Нужно не справочники выпускать, а создавать современные профориентационные центры. В России есть положительные примеры частных проектов, тот же Кидбург. Но необходимы решения на уровне государства, например, как в Корее. Также важно формирование имиджа рабочих профессий, статуса успешности.
Что происходит сейчас? Существует устоявшееся общественное мнение, что наличие высшего образования характеризует уровень развития человека и обеспечивает его социальный статус. Если у тебя высшее образование - ты умный, если нет – ты дурак. Быть банкиром, менеджером – модно и престижно, а рабочим – нет. Одна из моих знакомых, почти отлично закончившая школу с английским уклоном, продолжила обучение в лицее и получила профессию секретаря. Сделала она это потому, что не смогла сразу определиться в выборе профессии. И уже работая, начала выполнять функции бухгалтера, закончила финансовый университет, и сейчас успешно трудится финансовым директором. Но она всегда говорила, что сожалела о своём первоначальном выборе, потому что чувствовала себя ущербной, и устала отвечать на удивленные, сочувственные вопросы: «Почему ты не пошла учиться в ВУЗ?».
Есть еще одна составляющая проблемы – это школы, которые не заинтересованы в профориентации. KPI школ основаны на количестве выпускников, поступивших в высшие учебные заведения. Школьники, выбирая учебное заведение, выбирают не профессию, они выбирают род занятий на ближайшие 5 лет. Их выбор поддерживают родители. Я часто на собеседованиях задаю вопрос (вне зависимости от вакансии): «Почему вы выбрали именно этот ВУЗ?». Подавляющее большинство, не менее 90 % отвечают так: посоветовали родители, нужно же было где-то учиться, недалеко от дома, заодно с одноклассниками. И только редкие 10% говорят, что им нравится профессия, что они хотели бы работать в конкретной сфере.
Проблема несоответствия спроса и предложения на рынке труда молодых специалистов действительно существует. Более того, по данным нашего исследования, проведенного среди студентов вузов, около половины респондентов (44%) уже на этапе обучения признают, что работать по специальности в дальнейшем не будут. Связано это с тем, что, выбирая образование, выпускники школ чаще всего руководствуются престижностью конкретного вуза и популярностью определенных специальностей, отдавая предпочтение "модным" направлениям. Переломить эту ситуацию можно только с помощью вовлечения работодателей в образовательный процесс. Некоторые компания уже давно ведут такую работу. Например, один из наших клиентов из сферы горнодобывающей промышленности сделал одной из приоритетных задач работу с учениками школ и их родителями, понимая, что, если ребята не выберут определенный вуз и специальность, в будущем компании просто неоткуда будет взять специалистов. Такую работу ведут многие крупные компании, которым необходимы сотрудники, прежде всего, с определенным техническим или инженерным образованием. С гуманитариями дела обстоят проще — их образование более гибкое, и им проще перестроиться и пойти работать по смежной специальности.
На мой взгляд, необходимы профориентационные программы для родителей при школах, которые информируют о тенденциях рынка труда, перспективных и востребованных профессиях. Знаниях, навыках и личных качествах, которые необходимы потенциальным профессионалам. В детских садах и школах необходимо ввести обязательным мероприятием диагностику потенциала, способностей, талантов детей с последующей профориентацией. ВУЗам необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и оперативно вносить изменения в образовательные программы, в преподавательский состав. Процесс образования делать более практик-ориентированным. Продолжать популяризировать среднее профессиональное образование в обществе, сравнивая и демонстрируя профессиональные и личные достижения квалифицированных рабочих.