29% опрошенных порталом Superjob работодателей блокируют доступ своим сотрудникам к социальным сетям. При этом чаще других доступ к соцсетям блокируют компании, в штате которых более 5 тысяч человек, – 49%.
Важным для крупных компаний является неразглашение коммерческой и государственной тайны: 32% респондентов подчеркнули это. Тотальный запрет на размещение в личных профилях любой информации о компании практикует 5%.
В то же время у 39% российских компаний нет правил, регламентирующих поведение сотрудников в социальных сетях.
Исследование о том, какие требования российские работодатели предъявляют к аккаунтам своих сотрудников в соцсетях портал Superjob провел в 150 населенных пунктах по всей России. Выборка составила 1000 респондентов.
Как вы считаете, насколько важно соблюдение этики поведения сотрудников компаний в соцсетях?
Как бы избито это ни звучало, но социальные сети сегодня – это неотъемлемая часть жизни большинства людей, и вводить контроль над тем, что публикуют сотрудники опрометчиво. Людей это только озлобит. Но если ограничения в силу специфики деятельности компании все же присутствуют, то они должны быть прописаны отдельным пунктом в договоре о неразглашении, подписываемом при принятии на работу. В противном случае, на стороне сотрудника закон о защите персональных данных и свобода голоса. Плюс бывает полезно почитать, что думает сотрудник о компании и своем начальстве. Иногда в простом посте может скрываться интересная мысль, которую можно применить на практике для улучшения бизнес процессов. Кроме того, конструктивная критика в свой адрес, как начальника тоже полезна, позволяет работать над собой и самосовершенствоваться. А вот фотографии рабочего процесса говорят не о том, что сотрудники бездельничают, а о здоровом микроклимате в коллективе. Человеку настолько нравится то, чем он занимается и где, что готов рассказывать об этом всем. Разве не мечта руководителя и HR-директора?
Введение этики поведения в социальных сетях, на мой взгляд, может быть обусловлено только спецификой деятельности компании, когда неосторожное высказывание или фото может поставить под угрозу репутацию компании или, что еще хуже, страны. Хотя в таких структурах люди сами прекрасно понимают, что особо светиться не надо.
Если же на рабочем месте человек паинька, а в социальной сети публикации не соответствуют этому образу или противоречат общественным нормам, то у меня возникнет вопрос скорее не к сотруднику, а к HR-специалисту.
Представленная здесь статистика вовсе не выражает нелюбовь российских работодателей к соцсетям. Мы наглядно видим, что компании запрещают разглашение коммерческой и государственной тайны, в том числе посредством распространения этой информации через соцсети.
Этот принцип всегда соблюдался и соблюдается сейчас. Разница лишь в том, что в настоящее время добавился еще один инструмент, позволяющий передачу информации и распространение ее на широкие массы, поэтому его то и коснулся данный запрет. Все логично и в рамках этических норм корпораций.
Блокировка выхода в соцсети с рабочих компьютеров - это чаще всего вынужденная мера. Без этого запрета работоспособность и эффективность сотрудников будет сведена к минимуму. Все мы прекрасно знаем, как затягивает общение в соц.сетях и насколько незаметно, пролетает время за таким общением. Знают об этом и руководители организаций. И принятые ими меры - это вполне рациональное решение.
Трудоустраиваясь, люди берут на себя определенные обязательства, иными словами, приходя на работу мы должны работать. Личное общение не должно отвлекать от задач, которые стоят перед сотрудниками в рабочее время.
Соблюдение этики сотрудниками компании, действительно, очень важно, поскольку каждый из них представляет собой лицо той организации, в которой он трудится. И чем меньше компания-работодатель, тем сильнее влияет на ее имидж поведение каждого из ее сотрудников.
Именно этим обусловлена тенденция, выявленная в процессе исследований: чем меньше компания, тем сильнее контроль за соблюдением этики поведения. И это, действительно, очень важно.
Пуская на самотек этот аспект жизнедеятельности, не обращая внимания на нравственные нормы, этикет и моральный облик людей, работающих в коллективе компания сама, собственными руками будет разрушать и губить свой бизнес.
Маловероятно, что кто-то из предпринимателей способен на самоубийство своего дела, с большей долей вероятности ими будет предпринято все необходимое, чтобы минимизировать риски, в том числе, путем запретов.