Правительство РФ до 1 октября 2015 года проработает вопрос о налоговой льготе промышленным предприятиям на сумму капитальных вложений в модернизацию. Соответствующее поручение дал кабмину президент России Владимир Путин по итогам Петербургского экономического форума.
Инвестиционная льгота предназначена для новых предприятий: предполагается, что обнулится федеральная часть (2% из 20%) налога на прибыль, регионы получат право снизить свою часть до 10%, начиная с 2016 года.
Президент также поручил подготовить необходимые поправки в Налоговый кодекс.
Инвестиционная льгота была отменена в 2002 году. Сообщается, что Минфин выступает против ее возврата.
Несмотря на то, что поправки об обнулении федеральной части налога на прибыль и возможности снижения налога регионами уже внесена в Госдуму, Минфин категорически против новации. Инвестиционная льгота дважды ударит по бюджету, сперва упадет федеральная база налога на прибыль, а затем из федерального же бюджета придется покрывать финансовые потери регионов от снижения налога.
Тем не менее всегда есть возможность компенсировать снижение поступлений от «инвестиционного» налога за счет повышения других сборов. Представители Минфина утверждают, что из-за различных преференций, льгот по налогу на прибыль бюджет недополучил в 2013 году почти 700 млрд рублей. Однако в условиях падения ВВП ожидать повышения сборов от налога на прибыль или сохранения уровня таких сборов не приходится.
Действительно, инвестиционная льгота может быть полезной для промышленных предприятий. Но есть и сложности. Здесь и выпадающие доходы бюджета, к чему совершенно не готов Минфин, и состояние экономики регионов (значительный дефицит бюджетов которых попросту не позволит реализовать это благое начинание). И, пожалуй, одно из главных препятствий – снижение доходов граждан, влекущее за собой снижение спроса. Так что возврат инвестиционной льготы никак не уменьшает общей неопределенности судьбы инвестиций, той неопределенности, которая как раз и заставляет осторожничать. Прогнозируемое Минэкономразвития снижение инвестиций в основной капитал на 10,6% в 2015-м году как раз отражает настроения в бизнес-среде. С другой стороны, хотя бы декларируемая готовность государства пожертвовать частью сегодняшних доходов для обеспечения развития вселяет определенный оптимизм. Но и здесь возникает вопрос – а кто же будет платить? Скорее всего, возврат инвестиционной льготы обернется повышением налоговой нагрузки. И получится, что модернизацию части промышленных предприятий (о том, кто может быть уверен в возврате инвестиций у нас, я думаю, говорить не стоит), население России оплатит дальнейшим сокращением доходов. Думается, времена, когда можно было не считать денег, закончились. И перед правительством стоит нелегкая задача – поручение президента нужно выполнить, но выполнить так, чтобы не допустить дальнейшего роста налогов, поскольку иначе вместо развития можно добиться диаметрально противоположного результата.