Госдума приняла во втором и третьем чтении закон о моратории на проверки малого бизнеса в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Власти выражают уверенность, что данная мера будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России.
При этом плановые надзорные мероприятия не запрещаются в тех случаях, если компании ранее выносилось наказание за совершение грубого нарушения, либо регуляторы приостанавливали ее деятельность, и с момента проверки прошло менее трех лет.
Запрет на проверки не будет распространяться на деятельность управляющих компаний многоквартирных домов и аудиторских организаций. Такие виды государственного надзора, как пожарный, экологический, радиационный, контроль в области защиты государственной тайны и использования атомной энергии будут проводиться в плановом порядке.
Бизнесу нужно создавать такие условия, чтобы он мог работать исключительно в правовом поле. Тогда предприниматели не будут бояться проверок и не возникнет необходимости вводить запреты на проверочные мероприятия.
Сегодня бизнес в России не чувствует себя в безопасности. Во-первых, потому что не все ныне действующие законы можно исполнить, а порой ситуация складывается и вовсе таким образом, что лучше закон вообще не исполнять, а то последствия будут еще более тяжелыми. На то есть определенные экономические причины, кроме того, отсутствует практика применения конкретных законов в РФ.
И несмотря на это законодатели, не отслеживая работу того или иного закона на практике, озвучивают новые инициативы, связанные с ужесточением ответственности, увеличением штрафов за те или иные нарушения: к примеру, за выплату неофициальной заработной платы. И никто не спрашивает себя, почему предприниматели выходят за рамки правового поля и вообще посильными ли являются ли возложенные на предпринимателей обязанности.
Безусловно, запретить плановые проверки малых предпринимателей – начинание благое, но глобального сдвига, улучшения делового климата это не даст. Более того: есть опасение, что норма останется по большей части декларативной, так как запрет на плановые проверки может привести к увеличению внеплановых, которые никто не отменял.
В первую очередь, нужно отслеживать исполнение законодательства, регламентирующего предпринимательскую деятельность, и вообще стремиться к тому, чтобы оно было более гибким.
Сейчас, когда законопроект уже принят и практически стал законом, можно попытаться понять, что же он принесет субъектам малого бизнеса. Как и ожидалось, широко анонсируемый запрет на плановые проверки содержит такое количество различных исключений, что, по сути, запретом уже и не является. Итак, чего же не коснется запрет? Во-первых, тех проверок, которые и ранее не попадали в сферу действия закона 294-ФЗ от 26.12.08. Здесь и оперативно-розыскные мероприятия, дознание, предварительное следствие, административные расследования, и налоговый, валютный, таможенный контроль, и банковский и страховой надзор, и контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок, и «антиотмывочные» проверки в соответствии с законом 115-ФЗ. Новая статья 26-1, которой вводится мораторий на проверки, также содержит ряд исключений. Так, запрет не относится к контролю в области промышленной безопасности (это – очень обширная часть проверок, проводимая Ростехнадзором), пожарного надзора, гидротехнической безопасности – для объектов I и II класса опасности, экологической безопасности для объектов I и II категорий. Не прекращаются проверки по соблюдению режима гостайны, лицензионный контроль для управляющих многоквартирными домами и внешний контроль качества работы аудиторов. Не затронет мораторий и тех, кто занят в сфере образования, здравоохранения, оказывает социальные услуги. Организации и ИП, допустившие за последние три года хотя бы одно грубое нарушение законодательства, тоже не могут рассчитывать на ослабление контроля.
Возникает закономерный вопрос – а что же тогда запретили? А вот что – проверки по соблюдению трудового законодательства, транспортный надзор, надзор в области рекламы, строительства, и ряд других. Но радоваться, по-моему, рано. Ведь мораторий коснется лишь плановых проверок. Если, допустим, некто пожалуется, что в организации нарушается законодательство о труде, ничто не будет препятствовать проверке этой организации. Уверен, с практической точки зрения никаких выгод данный закон бизнесу не сулит. Более того, правительство, признавая серьезное влияние избыточного государственного контроля на развитие предпринимательства (а иначе зачем вообще вносить такой законопроект?), не меняет правила, а просто замораживает, консервирует существующее положение вещей. Однако в том же самом законопроекте содержится нововведение, на мой взгляд, гораздо более важное, чем мораторий на проверки – применение риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий. При условии разработки грамотной и применимой на практике методики, это действительно может снизить число лишних, ничем не мотивированных проверок и снизить административное давление на предпринимателей. Правда, такой подход будет применяться лишь с 01.01.18 и только в отношении отдельных видов контроля, перечень которых будет определять правительство, что вполне может привести к выхолащиванию всей сути начинания. Но, будем надеяться, что обеспечение экономического развития страны все же будет приоритетной задачей власти, и государственный контроль станет действительно эффективным средством прежде всего профилактики правонарушений, а не источником заработка сонма нечистых на руку «контролеров».
Введение моратория на проведение плановых проверок малых предприятий в течение 3-х лет здорово поможет бизнесу. В начале пути у любой компании много забот: клиентская база, партнеры, поставщики, персонал, логистика и многое другое. Аналогию можно провести с появлением ребенка: сначала забот очень много, все делаешь в первый раз, приспосабливаешься к этому новому человечку, пытаешься отрегулировать режим дня и ночи, питание, прогулки и другие задачи. С бизнесом также. Для собственников бизнес – это дитя, которое нужно вырастить. Поэтому лишняя свободная минута времени от дополнительных обязанностей – правда будет не лишняя. Будет здорово, если закон будет подписан и вступит в силу.