Мировой рынок слияний и поглощений достиг максимальных объемов с 2007 года, следует из данных Thomson Reuters. Во II квартале 2015 года сумма подобных сделок должна оказаться на уровне $1,33 трлн, прибавив 34,6% по сравнению с прошлым годом. Для сравнения во II квартале предкризисного 2007 года данный показатель составил $1,41 трлн.
Активности корпораций на рынке способствует низкая прибыльность, при помощи же поглощения конкурентов на рынке они пытаются найти новые источники доходов. По сравнению с первой половиной 2014 года сделок стало меньше, однако их суммы возросли: количество покупок стоимостью выше $5 млрд выросло по сравнению с прошлым годом на 42%.
Отметим, что объем сделок по слиянию и поглощению вырос во всех трех основных мировых регионах: США, Европе и Азии. Среди самых крупных из них стоит выделить покупку Royal Dutch Shell британской энергетической компании BG Group за $70 млрд, слияние кабельных операторов Charter Communications и Time Warner Cable ($78,7 млрд), а также поглощение сингапурским производителем чипов Avago Technologies своего конкурента Broadcom Corp. за $37 млрд.
Тренд к слиянию и поглощению в сфере торговли наметился давно, причем это относится как к офллайн магазинам (например, поглощение в 2014 году «Техносилой» петербургской розничной сети «Техношок»), так и крупнейшие онлайн-игроки (покупка холдингом KupiVIP проекта Sapato.ru и объединение в конце 2014 года проектов «Сотмаркет», «Ютинет» и «E96»). И в будущем рост рынка с дальнейшим укрупнением размеров ключевых игроков будет только набирать обороты. Много компаний не выдержало кризиса, не сумело работать на минимальной марже и фактически оказалось на грани банкротства. Снижение издержек за счет слияния в данном случае – наиболее верный способ выжить. На рынке остаются те, кому удается перестроить бизнес-процессы и научиться выживать в условиях низкой маржинальности. С учетом того, что сложная ситуация на рынке сохранится в течение этого года, а значит, разорившихся и выкупленных магазинов станет еще больше. Крупные и средние игроки продолжат расти за счет своих более маленьких и менее успешных конкурентов. Способствовать дальнейшему «перемешиванию» сфер онлайн и оффлайн-торговли и совершению сделок между компаниями этих двух направлений будет также еще один тренд - развитие мультиканальной стратегии сбыта: при которой рост осуществляется за счет одновременного развития розничных сетей и интернет-торговли.