Вступление в силу поправок к закону «О персональных данных», предусматривающих хранение персональных данных россиян на территории РФ, необходимо отложить на год. Об этом заявил интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев в ходе медиа-коммуникационного форума в Москве.
По его словам, сейчас не готова законодательная база и неясен механизм локализации персональных данных. Крупные зарубежные компании такие, как eBay и PayPal, не готовы к локализации своих данных.
26 мая на форуме «Деловой России» доклад с предложением о переносе вступления закона в силу будет представлен президенту РФ. При этом, в профильном комитете Госдумы и Роскомнадзоре не видят причин для отсрочки.
Напомним, что закон, предусматривающий хранение персональных данных граждан РФ в России, должен был вступить в силу 1 сентября 2015 года.
Бесспорно, есть объективные причины, тормозящие перенос персональных данных. Срок, данный бизнесу, на выполнение существенно сократился. Это потребовало дополнительных затрат. Не стоит забывать, что в данный момент большая часть отраслей столкнулась с кризисом. Стоит ли удивляться столь сильному противодействию бизнеса.
Многие компании, работающие в России, являются транснациональными и для них соблюдение закона влечёт существенные затраты, связанные с доработкой программного обеспечения и заказом дополнительного оборудования. Приведу в пример сервисы по заказу авиационных билетов. Есть большая вероятность, что они ограничатся лишь фасадными решениями для удовлетворения данному закону.
Для небольших интернет-магазинов перенос в Россию своего сервиса не предоставляет больших трудностей. Многие отечественные хостинговые компании, в том числе и наша, производят перенос сайтов на свою площадку абсолютно бесплатно. В последние полгода количество сайтов, перенесённых к нам с зарубежных хостингов существенно увеличилось, что является, по нашему мнению, прямым влиянием на рынок принятия данного закона.
Закон повлияет прежде всего на крупный бизнес, так как именно он находится под пристальным вниманием и общественности, и проверяющих органов. Крупным структурам, действительно, нужно время, чтобы на технологическом, организационном и других уровнях выполнить все изменения в соответствии с новыми требованиями. При этом, пока поправки нормативно не разъяснены, участники рынка вынуждены буквально "на пальцах" искать решения, что нужно делать, но полного понимания задачи все равно нет ни у кого. Такая ситуация ставит под угрозу корректное правоприменение закона в столь сложной отрасли, как интернет, и ожидаемо вызывает обеспокоенность бизнес-сообщества.
С персональными данными вообще не очень хорошая ситуация. Нет четких разъяснений, что является персональными данными, а что - нет (даже среди юристов нет общего понимания этого вопроса). С переносом данных в Россию ситуация примерно такая же: в законе описаны только общие принципы. Пока не подготовлены подзаконные акты и разъяснения, любая отсрочка нового закона - хорошая новость.