Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила проект поправок к закону об иностранных инвестициях, согласно которому для участия иностранных инвестиций в ряде отраслей потребуется дополнительное разрешение властей, вплоть до распоряжений президента или премьер-министра.
Согласно действующему законодательству, согласование правительственной комиссии требуется для сделок, по совершении которых иностранный инвестор получает контроль над 25% российской компании, работающей в одной из стратегических отраслей. К таковым относятся оборонное производство, выпуск продукции двойного назначения, транспортная отрасль, а также теле- и радиовещание, связь, выпуск печатных СМИ и полиграфической продукции.
Если законопроект будет принят, случаев, когда для сделки потребуется согласование высшего руководства страны, может стать значительно больше. Согласовывать подобные сделки будут лично президент или председатель правительственной комиссии по иностранным инвестициям - сейчас этот пост занимает премьер-министр Дмитрий Медведев.
Как вы прокомментируете предлагаемое ФАС усиление контроля за сделками? Как это отразится на инвестиционной привлекательности?
Инициатива ФАС РФ значительно повредит инвестиционному климату в России, который и так не особо благоприятен для иностранных инвесторов. Предложение антимонопольного ведомства вводит избыточно жесткий контроль доступа иностранных инвесторов на российский рынок, поскольку действующая сейчас система разрешительного доступа в стратегические отрасли российской экономики работает без существенных проблем, позволяя государству защищать активы, которые оно считает критически важными для себя. Кроме того, на инвестиционном климате страны негативно скажется то, что это ограничение доступа - произвольно и достаточно расплывчато. Если сейчас "правила игры" понятны (перечень стратегических отраслей заранее известен и четко определен), то предсказать, имеет ли конкретный актив "особое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" фактически невозможно. Такая произвольность и неясность ограничения инвестиций вредит инвестиционному климату даже в большей степени, чем собственно ужесточение доступа к активам.
Цель принятия решения очевидна – усилить контроль над присутствием иностранного капитала в отраслях, имеющих стратегическое значение, на фоне роста международной напряженности. Подобные меры контроля присутствуют практически во всех развитых (и не очень) государствах. Так, в свое время в США заблокировали инвестиции саудитов в порты, нефтеналивные терминалы и другие объекты инфраструктуры.
При этом инвестиционной привлекательности стране данное решение, если оно будет принято, не прибавит. Больше всего инвесторы любят определенность, понятные правила игры. Предлагаемые ФАС формулировки достаточно расплывчаты, и не дают четких определений, какие отрасли и предприятия подпадают под контроль. Кроме того, большое значение для инвестиционного климата будет иметь правоприменительная практика по реализации этого контроля.
Регулирование и контроль инвестиций со стороны государства в той или иной мере пересекается с положением дел в Европе и США. Мы можем вспомнить неудачные попытки российского капитала войти в Opel и сделки Газпрома на европейском рынке газораспределения.
Еще до своего премьерства В.В.Путин провел первые законодательные решения по вхождению иностранного капитала и одобрению таких сделок со стороны правительства РФ. В настоящее время можно говорить о расширении полномочий и дополнений в части отраслей, по которым принимается решение на высшем уровне.
В отношении инвестиционного климата и привлекательности отдельных сфер необходимо провести работу как минимум с десятью факторами. Сейчас оценкой занимаются как отечественные, так и международные организации на основе собственных методик. Ключевыми критериями для данных методик являются следующие значения: уровень конкуренции в отрасли, темпы развития отрасли, уровень экономической эффективности, скорость одобрения новых проектов, судебная система, уровень коррупции и др. Разный вес и значение каждого из показателей позволяют прийти к единому знаменателю.
Текущая инициатива со стороны ФАС существенно положения дел не изменит. Каждая страна стоит на страже своих интересов, например, Германия с автопромом, Китай в сфере строительства и недвижимости. Перевод СМИ в разряд системозначимых отраслей имеет свои причины. Революционные события в Африке и на Украине подтверждают важность этого направления для государства, сравнимый с ВПК.
Для повышения инвестиционной привлекательности РФ необходимо проделать большую работу. Защитить права частного капитала, реформировать судебную систему, изменить принципы налогообложения и стимулирования, повысить ответственность администрации, снизить коррупционную составляющую законодательных актов и постановлений. Это лишь малая доля мер, которые обеспечат приток капитала, несмотря на кажущиеся высокие барьеры со стороны государства.
Разумеется, что совершенно естественной реакцией на такую новость мог бы быть комментарий о дилетантах и шарлатанах от экономики, которые прочно взяли верх над экономической наукой, но и даже самим здравым смыслом в России: ведь именно сейчас, когда целые отрасли в России рассыпаются на части, а резервы прогорают, обрабатывающие производства уже даже не стагнируют, а проваливаются в неэффективную модель и далее - в банкротства, ограничивать инвестиции прихотью конкретного чиновника было бы, кажется, полным сумасшествием.
Однако, поразмышляв, я задумался об ограничениях в иностранных инвестициях, тем более, что в свое время именно по этой теме писал кандидатскую диссертацию. Известный факт, что все текущие развитые государства на протяжении своей истории действительно ограничивали инвестиции в свою экономику, в основном перекладывая более наукоемкие и комплексные производства в карманы иностранных инвесторов. Так, известен случай, когда в США так и не была создана система конкурирующих резервных банков через создание т.н. Второго Банка (The Second Bank) и тогда это оправдывалось именно тем, что в управляющих органах этого банка превалировали иностранцы, представляющие иностранный капитал.
Такие прямые ограничения, впрочем, более свойственны для незрелых методов регулирования, от которых уже давно отказались, - описываемый случай был 150 лет назад. Очевидно, что с доступом к интернету, даже малограмотные и скудно мотивированные к минимальной интеллектуальной работе сотрудники Федеральной Антимонопольной Службы могли бы получить доступ к опыту различных стран по созданию многоуровневых систем контроля за иностранными инвестициями, что бы в значительной мере или полностью решило бы задачу по недопущению иностранных инвестиций в чувствительные сектора экономики, где из-за голода капитала, на которое руководство России обрекло свою страну совершенно намеренно, внутренние инвесторы не могли бы конкурировать с внешними инвесторами.
Поразмышляв, я пришел к выводу, что, очевидно, что перед исполнительными чиновниками ФАС была поставлена задача по ликвидации иностранных инвестиций, как фактора воздействия на российскую экономику. На практике это означает примерно ту же практику уничтожения собственных хозяйственных активов, для того, чтобы они не достались при отступлении врагу. В свою очередь, такая мера, несмотря на ее цинизм и жесткость, может оказаться действенным методом против скупки активов иностранными структурами в эпоху краха экономики, которая, с учетом этого тревожного приказа "взрывать мосты", находится в непосредственной близости. Вероятно, что отсчет идет на недели, максимум, месяцы.
Остановка и перезапуск системы, на которую, вероятно, надеются граждане, сейчас формально управляющие страной, позволит прибрать к рукам, пусть, с огромными потерями, оставшиеся 40% экономики, которые сейчас находятся в частных руках. Это может дать дополнительный год передышки, за который, как считают эти граждане, цена на нефть поднимется. "А если она не поднимется?"- спросит настойчивый читатель. У этих граждан - за Волгой земли нет- там, в силу пост-советского искривления пространства, сразу начинается Гаага. И в этом смысле, их патриотический дух можно понять. Тут, впрочем, можно вспомнить, что только 3% граждан в России имеют непосредственное отношение к разделу активов, а остальным 97%, возможно, имеет смысл задуматься, насколько их и этих 3% граждан посыл совпадает.