Исследование департамента показало, что дохода более половины жителей российских городов хватает лишь на питание и товары первой необходимости. Основные причины обеднения населения, по мнению социологов, - сокращение потребительского кредитования, ослабление рубля, снижение реальных доходов. Как результат, обеспеченность россиян значительно снизилась, а каждый восьмой гражданин утверждает, что он находится за чертой бедности.
Больше всего бедных людей, как показали результаты исследования, проживает в Саратове, Липецке, Пензе, Ярославле и Волгограде, где каждый пятый респондент относит себя к категории бедняков. Наоборот, в таких городах, как Москва, Хабаровск, Красноярск, Екатеринбург и Грозный только 9%-11% считают себя бедными.
Что касается гендерного разделения, то доля бедных мужчин составляет 9%, а вот женщин – 15%. Наибольшую нехватку средств ощущают пожилые люди (26%) и граждане предпенсионного возраста (16%), а также люди со средним или неполным средним образованием (25%).
«Профессиональная» статистика свидетельствует о том, что больше всего бедняков в категории неработающих пенсионеров; каждый третий такой гражданин считает себя бедняком. В список бедных жителей также попали безработные, водители, работники сферы обслуживания, продавцы, специалисты рабочих специальностей и сотрудники правоохранительных органов.
Интересно, что самая низкая доля бедных людей – среди студентов и совладельцев бизнеса (по 1%).
Какие мероприятия необходимо реализовать государству для уменьшения количества бедного населения? Можно ли надеяться на скорое искоренение бедности в стране?
Все в современном мире относительно, в том числе, и проблема бедности, в том числе, и в России. Если сравнивать современный уровень жизни граждан, то он явно несопоставим с "лихими 90-ми", когда месяцами не выплачивали зарплату, когда даже "Жигули" считались показателем зажиточности, когда о зарубежных поездках россияне могли только мечтать. Более того, весьма проблемно обстояло дело даже с продуктами питания. Что касается современного недовольства граждан своим уровнем социального благополучия, то оно, с одной стороны, связано с распространением (причем в масштабах практически всей планеты) культа "социального гедонизма", с другой - с традиционным для России "прибеднением" населения. Во многом последнее является следствием сохранения в народных массах т.н. крестьянской психологии, которая предполагает "официальное" занижение своих доходов и своего материального достатка: если скажешь, что все у тебя замечательно - тебя начнут "раскулачивать". Поэтому я бы пока не считал показатели данного исследования тревожным звонком для власти. Хотя, конечно, в результате санкционного давления, падения цен на нефть и нестабильности национальной валюты, социальное недовольство медленно нарастает. Поэтому руководству страны все же следует учитывать данный фактор. Соответственно, имеет смысл активизировать политику импортозамещения, а также проводить курс на "профильную" социальную поддержку наиболее "протестных" слоев населения. Но в целом до разрешения конфликта между Россией и Западом россиянам придется несколько снизить свой уровень потребления.
Какие мероприятия необходимо реализовать государству для уменьшения количества бедного населения? Можно ли надеяться на скорое искоренение бедности в стране?
Во-первых, отмечу, что есть две разных вещи: объективные показатели бедности и самоощущение, самоотнесение к тому или иному слою населения. В приведенных цифрах удивляет как низкое число бедных по данным официальной статистики, так и по самоощущению опрошенных.
Но если со статистикой все более или менее понятно: официальный прожиточный минимум давно превратился в сугубо фиктивную величину, ничего общего не имеющую с реальными размерами расходов домохозяйств, живущих бедно (по самым скромным оценкам, по уровню расходов, которые они себе могут позволить, не менее 20-25 % населения относятся в России к бедным), то с данными социологических исследований – немного сложнее.
10 % бедных по самоощущению – это не так много для страны с чудовищным децильным коэффициентом, свидетельствующим о громадном разрыве между верхушкой богатых и бедными. Судя по всему, дело в том, что люди сопоставляют себя не с богатыми, о реальных размерах доходов и расходов которых они даже не догадываются, а с окружающими. Поскольку же сложилась такая структура расселения, при которой разные социальные слои практически не пересекаются, то и сравнивают себя бедные с такими же бедными, как и они сами, соседями, и на их фоне не чувствуют себя столь уж обездоленными…
Для уменьшения количества бедного населения есть две принципиально различные стратегии: раздать всем «рыбу» или раздать всем «удочки». Когда рыбы много, можно идти по первому пути: повышать социальные выплаты, дотировать, льготировать и т.п., и т.д. Этим путем мы уверенно шли около 80 лет, закончилось это, увы, плачевно. Но, судя по всему, российские элиты не готовы учиться не то что на чужом, но даже на своём опыте. Потому что политика государства по уменьшению бедности последних лет идет в том же русле. Однако, бюджетных возможностей на продолжение такой политики в среднесрочной перспективе больше нет.
Следовательно, назревает – независимо от воли и желания государственных мужей – необходимость перехода к другой модели: снижение барьеров для бизнеса, толерантное отношение к неформальной занятости (пусть лучше люди кормят себя сами, обеспечивая хотя и скромное, но достаточное существование, чем половину заработанного ими отдавать сонму надзирающих чиновников, а половину – перераспределять), нулевой налог на благотворительность и минимальный (ниже налога на прибыль!) – на социальные инвестиции частного бизнеса, частно-государственное партнерство в развитии страховой медицины и т.п. ничего нового – все это много раз говорилось и давно известно!
Далее, если рыночная социально-экономическая модель начнет формироваться в американском духе, то реальная доля бедных в долгосрочной перспективе едва ли сильно изменится, но при этом возрастет благосостояние средних слоев; если же в континентально-европейском духе – то доля бедных может сократиться до приемлемых 7-10 %, получающих адресную и сравнительно значимую социальную помощь.