Новые поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся деятельности налоговых органов, могут быть вскоре приняты Госдумой. Инициаторы нового законопроекта – член комитета СФ по бюджетному и финансовому рынкам Ефим Малкин и председатель бюджетного комитета ГД Андрей Макаров – таким образом пытаются искоренить злоупотребления при заключении сделок и получении необоснованной налоговой выгоды (например, при сделках через офшоры либо с подконтрольными компаниями).
Согласно законопроекту, налоговики получат право лишать участников сделок возможности снижать налогооблагаемую прибыль за счет возникших расходов и получать налоговые вычеты по НДС.
Хотя концепция необоснованной налоговой выгоды была утверждена Высшим арбитражным судом еще в 2006 году, налоговики не могут применять указ для отказа в вычетах, поскольку им необходимо ссылаться на нарушения конкретных норм Налогового кодекса. А сама концепция используется уже в судах.
Некоторые эксперты полагают, что расширение полномочий «развяжет» руки налоговикам, которые, дабы увеличить налоговые поступления в бюджет, будут применять концепцию во всех случаях. В свою очередь, федеральные чиновники заверяют, что добросовестный бизнес не пострадает, а под надзор попадут только те налогоплательщики, которые создают искусственную конструкцию, чтобы уклониться от налога.
Как Вы оцениваете инициативу чиновников по расширению полномочий налоговых органов?
Всякое расширение полномочий налоговых органов приводит к увеличению прессинга на бизнес, который и так переживает сейчас не лучшие времена.
Учитывая, что перед налоговыми органами сейчас стоит задача сбора налогов в бюджет при общем падении рынка, с большой вероятностью они используют расширение своих полномочий для усиления давления на все виды бизнеса.
Негативные тенденции на рынках, падение спроса, высокая стоимость кредитных ресурсов, волатильность рубля приводит к тому, что многие владельцы компаний сейчас рассматривают варианты серьёзного уменьшения бизнеса или вообще выхода из него.
Учитывая российскую судебную практику, дополнительные полномочия налоговых органов, лишь усугубят финансовое состояние многих компаний среднего и малого бизнеса, что может привести, как к банкротству отдельных участников рынка, так и к ухудшению делового и инвестиционного климата в целом.
Как Вы оцениваете инициативу чиновников по расширению полномочий налоговых органов?
Законопроект, внесенный на рассмотрение в Государственную думу РФ членом комитета СФ по бюджетному и финансовому рынкам Ефимом Малкиным и председателем бюджетного комитета ГД Андреем Макаровым, представляет собой попытку переноса в налоговое законодательство института гражданского права – злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ).
Данную попытку нельзя признать удачной по целому ряду причин. Во-первых, большие вопросы вызывает п. 2 предлагаемой к включению в Налоговый кодекс ст. 21.1. Так, данный пункт позволяет квалифицировать как злоупотребление правом практически любое действие по налоговой оптимизации и управлению налоговыми рисками.
Во-вторых, если в гражданском правоотношении наличие злоупотребления права может быть установлено только третьей, независимой стороной, а именно судом, то в случае с предлагаемой ст. 21.1 НК РФ, факт злоупотребления будет устанавливаться одной из сторон налогового правоотношения, а именно налоговым органом. Данный подход нельзя признать допустимым.
Таким образом, подобный искусственный перенос института гражданского права в сферу налогового права ни в коей мере нельзя признать удачным, так как в данном случае авторами законопроекта совершенно не учтена специфика налоговых правоотношений.
Как Вы оцениваете инициативу чиновников по расширению полномочий налоговых органов?
Данная инициатива вызывает довольно неоднозначные чувства.
С одной стороны, логика законодателя вполне понятна- в кризисный период государство изыскивает любые возможные способы пополнения бюджета, и налоговые поступления, как показывает опыт последнего года, является одним из основных источников, "разрабатываемых" государством. Кроме того, налоговики действительно при проведении проверок, а также при последующих административных процедурах сталкиваются с проблемой квалификации действий налогоплательщиков в качестве "необоснованной налоговой выгоды" (поскольку такой формулировки законом не предусмотрено, а установлена лишь Постановление Пленума ВАС №53, что означает возможность его применения только в судебном порядке).
С другой стороны, сразу возникает ряд вопрос, на которые авторам инициативы стоило бы внятно ответить.
Во-первых, как верно было отмечено в статье, существует серьезное опасение того, что данная норма будет активно применяться налоговиками "направо и налево", без мотивировки, что приведет к увеличению дел, рассматриваемых в административном, а затем - и судебном порядке. Это приведет, во-первых, к увеличению загрузки арбитражных судов, во-вторых, существует опасение, что под влиянием определенного административного "нажима" суды начнут формировать практики не в пользу налогоплательщиков.
Во-вторых, на сегодняшний день НК РФ предусмотрен ряд институтов и инструментов, направленных на противодействие получения необоснованной налоговой выгоды ( к примеру, возможность переквалификации сделок налогоплательщиков, предусмотренная ст.45 НК РФ), для которых установлен особый, судебный порядок применения. Такой порядок обеспечивает дополнительную защиту прав налогоплательщиков. В связи с возможностью принятия нового положения в налоговый кодекс существует вероятность того, что налоговые органы будут применять нововведения в обход установленного, более безопасного для налогоплательщика, порядка, что также может привести к нарушению прав налогоплательщиков.