Минтруда готовится внести поправки в статью 46 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Предложения касаются введения штрафов за предоставление неполных или недостоверных данных в орган контроля над страховыми взносами по взносам по наемным работникам. Таким образом, ведомство усилит борьбу с неофициальным трудоустройством и зарплатами в конвертах.
Согласно инициативам, сумма штрафа составит 5% от суммы всех взносов предпринимателя, подлежащих уплате за последние 3 месяца (не менее 1 тысячи рублей и не более 30% от всей суммы за 1 отчетный месяц).
В Пенсионном фонде РФ утверждают, что из-за неофициального трудоустройства около 20 млн граждан могут остаться без пенсии, поскольку работодатели не платят за них страховые взносы.
Действующее законодательство предполагает, что компании, к которым у ПФР и/или ФСС есть претензии, должна устранить нарушения в течение пяти дней. Согласно новым правилам, ревизоры смогут штрафовать предпринимателей сразу же после истечения пятидневного дедлайна. Сверх того, в случае обнаружения технических ошибок в отчетных документах ревизоры смогут оштрафовать работодателей на 1 тысячу рублей.
Эксперты говорят, что законопроект усложнит жизнь бизнесу, а сумма выписанных штрафов будет рассчитываться миллиардами рублей.
Достаточно ли жесткие меры предлагает ввести Минтруда для борьбы с серыми зарплатами? Как повлияет нововведение на российский бизнес?
Законопроект, который готовит Минтруда, появился не спроста. Он имеет достаточно прозрачные экономические предпосылки – в условиях кризиса и возросшей нагрузки на бюджет (например, финансирование Крымского региона), Правительству РФ приходится всерьёз задумываться, за счёт чего покрывать дефицит этого самого бюджета. В частности, возникает серьёзная проблема с выплатой пенсий. Рубль внезапно подорожал и пока, похоже, не собирается дешеветь, поскольку меры Центробанка не в состоянии противодействовать спекулятивным операциям carry-trade на финансовых рынках. Этот спекулятивный пузырь лопнет рано или поздно, но прямо сейчас накачивание бюджета дешёвыми рублёвыми средствами стало проблематичным. Недаром за последнее время уже неоднократно через СМИ вбрасывается в общество информация об увеличении пенсионного возраста. Цель – проверка общественного мнения. И каждый раз власти получают на эту инициативу однозначный feed-back (обратная связь): плохо, непопулярно, наконец, просто неэффективно.
Что остаётся делать? Простые решения лежат на поверхности – повысить собираемость налогов.
Экономика – живой организм, который и ведёт себя в условиях опасности, как животное – прячется. Прячется «в тень»… В кризис доля «теневого рынка» возрастает всегда. Одно из проявлений «тени» - переход на «серые» зарплатные схемы.
Власти (экономические и политические) с завидным постоянством повторяют на разные лады мантру «Хватит кошмарить бизнес». Да с какой-то стороны и «не кошмарят»… Вот всего одна цифра из нашумевшего аналитического отчёта Иона Хеллевига из Awara Group «Экономические итоги 14 лет правления Путина – опровержение популярных мифов» (см, например, http://www.awaragroup.com/upload/Awara-Study-Russian-Economy-Rus.pdf) – совокупная налоговая ставка составляет всего 29,5%, что существенно меньше, чем в странах Европы. НО! Надо помнить, что в странах Европы налоговое бремя перекладывается с работодателя на работника, а в Российской Федерации всё происходит с точностью до наоборот.
Потому-то в условиях сокращающихся доходов (а многие налоги носят постоянный, не зависящий от доходов предприятия характер) и стремится бизнес «в спасительную тень», где его поджидает законодательная инициатива Минтруда.
Жёсткая ли мера готовится в этом законе? ДА! Будет ли она эффективной? НЕТ! Почему? Потому что эта мера направлена не на стимулирование производства, а лишь на фискальные цели. Потому что в условиях традиционной российской коррупции применение этой нормы будет избирательным. Предприятия будут поделены на «правильные» и «неправильные».
«Неправильные» будут платить и подвергаться санкциям, а на то, как «правильные» уходят от налогов, те, кто должен эти налоги собирать, будут смотреть сквозь пальцы. Ведь мы всё это уже проходили во времена Президента Ельцина. Каждый день с телеэфира чиновники трубили о необходимости платить налоги. И… ничего. «Забеляться» бизнес стал лишь тогда, когда в экономике наступила относительная стабилизация. Стоило прожить 15 лет под руководством Президента Путина в относительно благополучной экономической обстановке, чтобы в ситуации кризиса наступить ровно на те же грабли!
Авторам этой законодательной инициативы хочется напомнить один известный исторический факт. В странах исламского фундаментализма, живущих в соответствии с законами шариата, воровство карается весьма жестоко, начиная от отрубания руки и заканчивая смертной казнью. Так вот, было замечено, что в местах скопления народа, пришедшего поглазеть на экзекуцию, МНОГОКРАТНО увеличивалось количество карманных краж. И это при всём при том, что воришка рисковал тотчас оказаться на месте осуждённого. То же самое касается ужесточения мер в области собираемости налогов.
Разумеется, бизнес должен платить налоги. Но он будет это делать добровольно и «в белую», если налоги будут пропорциональны финансовому результату. Налог на прибыль в США, между прочим, является прогрессивным, причём наивысшая ставка составляет 34% против российских 20%. Бизнес будет платить налоги, если создать приемлемый инвестиционный климат в стране. А чисто фискальные меры – это игра в «кошки-мышки».
В заключение попробую ответить на вопрос: «Что делать?» Для этого просто процитирую два отрывка из статьи бизнес-омбудсмена Б.Ю. Титова, управляющего активами финансовой группы «Риком» В.С. Жуковского и известного российского экономиста, зав. отделом ИМЭМО РАН Я.М. Миркина «Индустриальный НЭП» («Независимая газета», 6 апреля 2015 г.):
«..нужно одновременно добиться двух целей: с одной стороны, как было правильно сказано президентом Путиным, максимального раскрепощения малого и среднего бизнеса, а с другой – ограничения аппетитов естественных монополий и финансовых посредников с одновременной мобилизацией ресурсов государства на приоритетных направлениях новой индустриализации и развития производства».
«Это будет экономика (имеется в виду будущая экономика России – С.Ф.) низких налогов на производство и инвестиции и весьма высоких налогов на потребление и высокие заработки (нужно ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов физлиц, не ударив по нарождающемуся среднему классу). Это экономика низких административных издержек, то есть «дешевого», но эффективного, прозрачного и некоррумпированного государства. Ее характерная черта – высокая производительность труда и сбалансированный с ним уровень зарплат.»