Согласно обновленной версии макроэкономического прогноза МЭР на 2016-2018 гг., в 2016 году доходы бюджета России упадут на 1.882 трлн рублей, а в 2017 году – на 1.168 трлн рублей. Дабы сохранить устойчивость казны, ведомство предлагает отказаться от традиционного бюджетного правила, при котором предел расходов казны при падении цен на «черное золото» определяется с учетом средней цены сырья за последние 3 года с прибавкой к сумме доходов 1% ВВП. В МЭР предлагают отступить от правил на 2 года – до 2018.
Также, в ведомстве считают необходимым сократить финансирование государственных программ на 3%-10% и реализовать структурную перестройку расходной части. Ранее президент РФ Владимир Путин поставил задачу сократить расходы в 2016-2017 году на 5%.
В то же время Минэкономики определило неприкосновенные виды расходов, траты на которые не могут быть урезаны: обязательства в социальной сфере, оборона и безопасность, медицинское обеспечение, сельское хозяйство, профобразование, оплата труда послов РФ, работников судебной и законодательной власти, трансферты внебюджетным фондам, траты на подготовку к ЧМ по футболу в 2018 году.
Предполагается, что в 2016 году будет сокращено 2.8% расходов, в 2017 году – 3.8%. По прогнозам МЭР, в 2018 году режим экономии закончится и можно будет вернуться к основному бюджетному правилу.
Поможет ли отказ от бюджетного правила стабилизировать экономику страны и государственную казну?
Если Минэкономики и Минфин будут продолжать следовать текущему бюджетному правилу, то при стабильно низких ценах на нефть, через 2 года в 2017 году мы получим резкое сокращение расходов, что ни есть хорошо. Также из-за высоких цен в 2013-14 гг. расходы в 2015 году будут больше, чем должны быть в кризисной ситуации. В итоге мы получим перерасход, а потом резкое сокращение расходов.
Расходы должны снижаться плавно, чтобы это не привело к приостановке важных государственных программ, выплат и т.д. Если правительство будет следовать текущему правилу, то не сможет сбалансировать бюджет. Текущее правило работает при стабильных или растущих ценах на сырье, но при резких скачках вниз, оно может привести к негативным последствиям. Начав постепенно снижать расходы сейчас, Минэкономики избавит бюджет от острого дефицита в будущем.
Поможет ли отказ от бюджетного правила стабилизировать экономику страны и государственную казну?
В 2015 году ситуация с исполнением бюджета будет достаточно сложной. Основная причина – снижение темпов роста доходной части бюджета (или даже его сокращение), из-за чего амбициозные планы по расширению госрасходов за счет кредитных средств или трансфертов становятся практически невозможными. Сейчас перед правительством (фактически, на всех уровнях) сейчас стоит задача как можно сильнее снизить зависимость от внешнего рынка заимствований, а также снизить расходную часть бюджета, чтобы минимизировать дефицит. Мы наблюдаем за тем, как это происходит, как на федеральном, так и региональном уровне из-за чего мы видим сокращение межбюджетных трансфертов, а также сокращение инвестиционных программ в разрезе проектов, которые не являются жизненно необходимыми для населения страны и/или региона. В идеале сокращение расходов будет проводиться без влияния на ключевые параметры социального развития, но, к сожалению, возможны и исключения, особенно, по капиталоемким отраслям. Также стоит отметить, что сильная волатильность, как на валютном, так и на сырьевом рынках, создает предпосылки для частых корректировок бюджета из-за невозможности оптимально прогнозировать все статьи расходов и доходов бюджета. В таком контексте в 2015 году бюджет будет с определенной частотой пересматриваться, чтобы объективно учитывать все внешние факторы. С другой стороны, это, конечно, фактор неопределенности для реального сектора, что в сумме со сложной ситуацией на рынке капитала создает риски для инвестиционной активности, как малого, так и крупного бизнеса. Собственно, в такой ситуации, большинство прогнозов по бюджету 2016 года могут быть поверхностными, особенно, если речь идет о финансировании дефицита. Вполне возможно, что ко времени подготовки документа действительно будет изменено бюджетное правило.
Поможет ли отказ от бюджетного правила стабилизировать экономику страны и государственную казну?
По всей видимости, реализация такого сценария имеет под собой веские основания в условиях сокращения поступлений валютной выручки экспортеров и действия ограничительных экономических и политический санкций. И скорее всего оценки ведомства Алексея Улюкаева – Министерства экономического развития, близки к реальности. Снижение доходов при необходимости сохранении объема финансирования приоритетных расходных статей, требует «нестандартных» решений.
Возникает только несколько вопросов относительно этой ситуации.
Основной - какова позиция по вопросу корректировки бюджетного правила Министерства финансов - в большей степени отвечающего за реализацию бюджетного процесса. И дополнительный – на фоне снижения общего уровня жизни населения, почему финансирование законодательной власти не может быть сокращено – так ведь «народные депутаты» совсем могут утратить «экономическую связь» с избирателями.
Поможет ли отказ от бюджетного правила стабилизировать экономику страны и государственную казну?
Бюджетное правило было создано для того, чтобы сглаживать колебания государственных расходов в зависимости от конъюнктуры рынка нефти. В период роста оно ограничивало госрасходы и позволяло формировать подушку безопасности, а в период спада призвано смягчить влияние кризиса. Бюджетное правило действует в обе стороны, и отказ от него в период кризиса выглядит нелогичным. Отказ от бюджетного правила станет очередным примером подрыва доверия к государственной экономической политике. Так как предел расходов формируется исходя из стоимости нефти за последние 3 года, высокие цены 2013 и 2014 гг. ($107,9 и $97,6 соответственно) позволят постепенно снизить расходы бюджета. При этом для России проблема дефицита бюджета остро не стоит: по итогам 2014 г. дефицит бюджета составил 1,2%, в 2015 г. МВФ ожидает 3,7%. Государственный долг России при этом остается низким: около 18% от ВВП. Это не критические уровни, например, у стран, с которыми с традиционно сравнивают Россию в различных экономических исследованиях, Польши и Бразилии дефицит бюджета составил по итогам 2014 г. 3,5% и 6,2 %, соответственно.
Более существенным вопросом по сравнению с размером расходов является их структура. Государство определило приоритет социальных и оборонных расходов перед вложениями в повышение конкурентоспособности российской экономики. Например, доля оборонных расходов России относительно ВВП в 2014 г. выросла до 15% по сравнению с 7% в 2013 г. Структура этих расходов является закрытой, но рост, скорее, стоит расценивать как экстенсивный, нежели технологичный. Вместе с тем такие инфраструктурные проекты, как строительство стадионов, мало поспособствуют росту производительности труда. В результате дискуссия упирается в пресловутый инвестиционный климат: справедливую судебную систему, верховенство закона, защиту прав инвесторов, борьбу с монополиями и поддержку конкуренции.
В итоге отказ от бюджетного правила выглядит логичным, если правительство не уверено в том, какие направления инвестиций способны дать мультипликативный эффект для экономики и сдвинуть с мертвой точки процесс импортозамещения, и заведомо ожидает невысокую отдачу от расходов. Тогда удастся сохранить бюджетный дефицит на низком уровне ценой потери высоких темпов экономического роста.