Нынешние нормы штрафов за просрочку оплаты «коммуналки» (1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день неплатежа) могут быть изменены по требованию Минэнерго РФ. Министр энергетики Александр Новак предлагает приравнять штраф к 1/130 ставки рефинансирования.
Таким образом, начиная с 31-го дня просрочки, должникам (гражданам и управляющим организациям) начисляется пеня в размере 1/130 ставки рефинансирования. Для юридических лиц отсрочки нет и пеня начисляется с первого дня просрочки.
Минэнерго также настаивает на введении других мер для борьбы с неплательщиками по ЖКХ. Обязательство предоставлять поставщикам услуг (всех видов: электроэнергии, газа, воды и водоотводу и пр.) банковские гарантии погашения долгов – давняя инициатива ведомства. Поставщики электроэнергии сетуют на неоплату «неотключаемыми» потребителями – предприятиями Минобороны и ЖКХ (котельные, водоканалы). Новые нормы позволят поставщикам отключать электроэнергию для таких потребителей.
Предполагается, что критерии для гарантий будут устанавливаться правительством РФ. Введение финансовых гарантий призвано «дисциплинировать» потребителей всех категорий. От финансовых обязанностей могут быть освобождены только физические лица, бюджетные организации и управляющие организации.
С юридической точки зрения, правомерным ли является введение штрафов и санкций в отношении неплательщиков ЖКХ?
- Вопрос платежей в ЖКХ - один из самых болезненных в российской экономике. Оторванная от реальной жизни схема начисления, запутанное законодательство и всеобщее наплевательское отношение внутри системы, придают попыткам ужесточить санкции за неплатежи, вид градусника, которым измеряют температуру покойнику.
Регулируя сферу ЖКХ, государство установило цепочку – ресурсники (поставщики коммунальных ресурсов) - управляющие организации (исполнители коммунальных услуг) – граждане (потребители коммунальных услуг).
Ресурсники отпускают, управляющие компании предоставляют, граждане потребляют и оплачивают. Деньги по обратной цепочке идут от граждан, через управляющие компании к ресурсникам.
Тут начинаются сложности юридического, бюрократического и финансового характера. Юридические сложности состоят в том, что количество отпущенных ресурсов гражданам (потребителям коммунальных услуг) и количество ресурсов отпущенных управляющим организациям (исполнителям коммунальных услуг) определяется по-разному.
Если для граждан существуют тарифы и нормативы, за которые выходить нельзя, то управляющие организации платят по полной. В состав начислений для управляющих организаций, не установивших счетчики ресурсов, входят также потери в сети от входа в дом, до крана потребителя, а по факту, потери от выхода ресурсов от поставщика, до крана (батареи) потребителя.
Частично эту проблему решили счетчики ресурсов, однако, они не смогли избавить потребителей от старых долгов. Череда банкротств, компаний ЖКХ, подтвердила спорность этой затеи.
Бюрократическая абсурдность системы состоит в том, что оберегая конечного потребителя, государство сделало предприятия сферы ЖКХ, жертвой на заклание. Они всегда должны ресурсникам и никогда наоборот, на них всегда можно свалить ответственность за гнилые трубы в доме, а в конце концов обанкротить, чтобы красиво списать убытки.
Управляющие организации не видят денег, уплаченных потребителями за коммунальные ресурсы. Система распределения финансовых потоков исключает УО из этой цепочки, зато должниками перед ресурсниками являются именно они. Эта абсурдная система, тем не менее, позволяет ресурсникам успешно обращаться с исками в суд. В суде УО кивают на граждан-неплательщиков. Граждане знают - им не отключат тепло и воду, следовательно, можно не платить годами, сделать ничего не возможно.
В воспитании детей словосочетание «потребительское отношение» носит скорее негативный характер. При этом, государство воспитывает в потребителях такое отношение к оплате коммунальных платежей, при котором не платить коммуналку или заставить УО пересчитать платежи, считается доблестью.
Повышение штрафов за несвоевременную оплату коммунальных услуг для граждан и предприятий ЖКХ не противоречит действующему законодательству. Статья 332 ГК РФ позволяет кредитору требовать уплаты неустойки, установленной законом. С другой стороны, льготы для граждан по исчислению периода неустойки, ставят исполнителей коммунальных услуг в неравное положение с гражданами, от которых зависит исполнение обязательств исполнителями.
Видится, что повышать штрафы в сфере ЖКХ можно до бесконечности и это не решит проблемы неплатежей. Изменение системы финансовых потоков в ЖКХ, модернизация коммунальных сетей и определение категорий потребителей, которым можно отключать за неуплату долга, скорее всего изменят ситуацию. Я очень надеюсь, что мои внуки не будут обсуждать такие проблемы, ввиду того, что они будут разрешены еще при жизни моих детей.