В прошлом году правительство уже требовало от госкомпаний направлять на дивиденды минимум 25% чистой прибыли, но в распоряжении не уточнило какой — по РСБУ или консолидированной прибыли по МСФО. Дело в том, что разница между ними существенна.
Некоторые компании сейчас не ведут отчетность по МСФО, предполагающую суммирование прибыли головной фирмы с дочерними и теми, в которых она владеет госпакетом. Рассчитывать долю от прибыли они будут по российской системе бухучета (РСБУ).
Ожидается, что российский бюджет может получить дополнительно 136 миллиардов рублей за три года в случае, если все госкомпании будут платить дивиденды в 25% от прибыли.
Данное решение было ожидаемым – Минфин ещё в прошлом году требовал от российских госкомпаний направлять на дивиденды 25% чистой прибыли. Позиция Минфина понятна – ему нужно повышать доходную часть бюджета. Ведь для выполнения предвыборных обещаний президента (в том числе в социальной сфере) придется столкнуться с сокращением бюджета на 0.5% ВВП. Ранее Минфин связывал надежду с увеличением доходов от программы приватизации российского правительства, но она забуксовала. За два года из крупных продаж можно выделить успешное размещение «Сбербанка» и SPO «ВТБ» по закрытой подписке по заниженной цене. Минфин зацепился за вариант с увеличением дивидендов и ему удалось заручиться поддержкой первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Понятно, что этот законопроект не вызовет энтузиазма в самих компаниях – им нужны средства для собственных инвестпрограмм, свободных средств у них не так много. Тем более, что дивиденды планируется рассчитывать исходя из отчётности по МСФО. У многих отечественных компаний прибыль по МСФО больше, чем по РСБУ. Пример – «Транснефть», прибыль по МСФО в разы выше. Так что фактор «привязки к МСФО» увеличит размер дивидендов. В долгосрочной перспективе рост выплат может повысить интерес к российским государственным компаниям – «Газпрому», «Роснефти», «Сбербанку», «ВТБ», «НОВАТЭКу» – со стороны западных инвесторов.
Уж полтора века вслед за классиком российской поэзии Фёдором Тютчевым мы повторяем:
«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…», - а как актуально звучит!
Вот и система бухучёта у нас, как и положено, своя, РСБУ называется – Российская система бухгалтерского учёта. И специалисты-бухгалтеры у нас тоже свои, из поколения в поколение передающие, профессиональные секреты ухода от налогообложения: чем больше денег спрятал, тем большей похвалы начальства удостоился.
А ведь и «у них» тоже есть свои специалисты по налогообложению – и бухгалтеры, и юристы, - только задачи у них другие, помогать законы не нарушать, чтобы, не дай Бог, чего не случилось. Ведь во всём цивилизованном мире самым тяжким преступлением, после убийства человека, считается неуплата налогов – это все понимают и это даже не обсуждается ни с точки зрения морали, ни с точки зрения закона. Подход у нас с ними разный.
Поэтому, безусловно, шаги нашего Правительства правильные и должны только приветствоваться: чем быстрее представление отчётности по МСФО станет обязательным для государственных компаний (и не только государственных, но и негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и других общественно значимых объединений), тем быстрее мы перестанем искать новые источники пополнения бюджета в структурировании пенсионной реформы в России.
А какие нам откроются перспективы бюджетных поступлений! Общество в надежде, что между Властью и Законом, который уже принят, но ещё не работает, расстояние измеряется всё-таки месяцами, а эпохой в 200 лет формулирования и осознания, что воровать это прежде всего аморально.
Стандарты МСФО законодательно на территории РФ введены Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н. Составление отчетности по международным стандартам всеми организациями на текущий момент не являются обязательным условием. Федеральный закон 208-ФЗ «О консолидированной отчетности» устанавливает основные требования и правила перехода на международные стандарты. В сферу деятельности этого закона попадают страховые и кредитные организации, а также компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список. Для тех компаний, чьи долговые обязательства котируются на организованных рынках ЦБ, составление отчетности по МСФО является обязательным с 2015 года.
Вводя в обязанность госкомпаний рассчитывать прибыль по МСФО, государство выражает намерение получить прибыль не только от материнской компании, как это предусматривают стандарты российского бухучета (РСБУ), но и от дочерних и зависимых компаний, входящих в госкомпанию.
Считаю данное решение правомерным, так как вырастет капитализация компаний. Топ-менеджеры госкомпаний вынуждены будут перейти на более эффективные методы работы. Скорее всего внутри госкомпаний будут сделаны акценты на снижение затрат, ужесточатся требования к новым проектам, будут приняты меры, влияющие на повышение эффективности управления дочерними и зависимыми компаниями.