Индекс потребительских настроений (ИПН) в России снизился с прошлой осени на 21 пункт — с 95 до 74 пунктов, сообщает компания GfK. Это является самым низким результатом с весны кризисного 2009 года.
Еще плачевнее ситуация выглядит в Москве, где ИПН рухнул сразу на 45 пунктов. Если в ноябре 2014 года значение индекса в столице составляло 109 пунктов, то в марте 2015 года он опустился до 64 пунктов.
«Восстановление потребительского рынка в России будет происходить медленнее, чем это было в предыдущий кризис, — в том числе и из-за «плохих» настроений в столичном регионе, на который приходится значимая доля потребления по целому ряду товарных групп», — отмечается в отчете GfK.
Вызывается опасение и другое: если в кризис 2008–2009 годов большинство россиян были уверены, что такая ситуация продлится не больше года-двух, то теперь большинство участников исследования GfK ожидают, что кризис продлится три-четыре года.
Индекс потребительских настроений указывает на то, насколько оптимистично люди оценивают состояние своих личных финансов и их готовность тратить деньги.
Как вы прокомментируете нарастающий пессимизм россиян в плане личных финансов?
Нарастающий пессимизм россиян вполне оправдан. Кризисные явления находятся в зачаточном состоянии и основные трудности в экономике РФ впереди. Нас ждут годы депрессии и значительная часть населения это понимает.
Падения покупательской активности и стоило ожидать. По итогам февраля объем розничных продаж в России упал на 4%, мартовские данные ожидаются еще более минорными. Эмоции населения относительно ослабления рубля стихли, но тенденция как была негативной, так и осталась. Сейчас доллар находится примерно на уровнях конца декабря 2014 года, то есть, его годовое ослабление никуда не исчезло, оно просто приостановилось. Однако россияне больше ориентируются по ценникам в магазинах: если цены растут, значит, в экономике все сложно и будет только хуже. Инфляция в марте продолжала расти на 0,2% в неделю, и к завершению месяца прирост индекса потребительских цен с начала года оценивается в 6,9%. Это слишком много за квартал. Люди начинают экономить на продуктах, выбирая предложения по более низкой цене. Такая картина сохранится, вероятно, до конца третьего квартала. Пик разгона инфляции и, соответственно, снижения активности потребителей, придется на апрель-июнь текущего года.
В MoneyMan не наблюдают снижения уровня потребления. Также нам не известны методики вычисления индекса потребительских настроений в Москве. Это слишком тонкие материи для математического описания. В компании мы привыкли оперировать цифрами и фактами.
Например, в микрофинансировании мы наблюдаем рост микрозаймов как за 2014 год, так и в текущем году. Особенно этот тренд очевиден для компаний онлайн-кредитования. Так, в марте рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало результаты анкетирования участников российского рынка микрофинансирования по итогам 2014 года. По данным размер портфеля микрозаймов MoneyMan составил 431,7 млн рублей. Показатель вырос за 2014 год почти в 2,9 раза. Аналитики агентства также отметили значительный темп прироста – в 3,6 раза – объемов выдач микрозаймов MoneyMan во второй половине 2014 года (330 млн рублей) по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (90 млн рублей). В целом за 2014 год крупнейшая компания дистанционного кредитования в России профинансировала микрокредиты на сумму 511,17 млн рублей.
Рост микрокредитования говорит о потенциальном росте уровня потребления.
Как показала практика кризиса 2008-2009 годов, при ухудшении экономической конъюнктуры домохозяйства, ввиду снижения доходов в реальном выражении, действительно стремятся экономить на товарах длительного пользования: одежде, автомобилях, бытовой технике. При этом отмечу, что в 2008-2009 годах рубль ослаблялся не так резко и не так сильно, как сейчас. То есть, на этот раз, из-за «девальвационного» роста цен на товары первой необходимости спрос на товары не первой необходимости сократится еще больше. Вдобавок, ситуацию еще больше усугубит повышение у домохозяйств склонности к сбережениям из-за опасений потери работы и повышенных инфляционных ожиданий.
Санкции, контрсанкции, падение нефтяных котировок и курса национальной валюты – все это в прошлом году существенно подорвало реальную платежеспособность россиян. Это так. Но, очевидно и другое: та гипертрофированная реакция экономики, финансовой системы и потребительского рынка на возникшие проблемы – результат внутренних инфраструктурных проблем национальной экономики. С конца января мы наблюдаем процесс укрепления рубля. Но это не стимулирует россиян к покупкам. Впервые за долгие годы мы начали осознавать масштаб проблем, накопившихся в экономике. Миллионы россиян впервые ощутили близость и опасность безработицы. Цены продолжают свою поступательную динамику, несмотря на укрепление рубля.
К сожалению, не до конца выверенную монетарную политику осуществляет Центробанк. Сохранение ключевой ставки на очень высоком уровне в условиях низкой монетизации экономики способствует скорее усилению инфляции, чем ее обузданию.
Для большинства профессиональных экономистов и финансистов очевидна необходимость коренного изменения денежно-кредитной политики, усиления контроля за движением капитала и за деятельностью естественных монополий.
Если политика будет реформирована в правильном направлении, то, полагаю, мы сможем ожидать первых позитивных изменений весной 2016 года. Если все продолжится, как оно происходит сейчас, то рецессия продлится как минимум, 2-2.5 года.