Подпавших под амнистию могут обязать заплатить не уплаченные в прошлом налоги на доходы физических лиц, прибыль, имущество и прочее. При этом амнистированные будут освобождены от уплаты декларационного сбора. Такая концепция законопроекта о возвращении капиталов в Россию и их амнистии, которую готовит группа чиновников с участием руководителя комитета по бюджету и налогам ГД Андреем Макаровым, обсуждается в среду, 25 марта, на закрытом совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева.
Новый вариант проекта закона также предполагает тотальное декларирование всех активов со структурой владения. Согласно предыдущей версии, подготовленной Минфином, можно было декларировать отдельные активы (под амнистию попадает только раскрытый актив).
Вчера тема амнистии капиталов обсуждалась на позднем совещании у президента Владимира Путина. По словам участников встречи, глава государства поддержал более либеральный вариант декларирования, при котором каждый выбирает сам, какой актив декларировать.
В свою очередь, чиновники боятся, что слишком либеральная концепция российской легализации приведет к недостоверному декларированию и непонятным последствиям.
Напомним, в послании Федеральному собранию 4 декабря прошлого года Владимир Путин предложил предоставить амнистию на вернувшийся в страну капитал.
Как вы прокомментируете новый вариант законопроекта о возвращении капиталов в Россию?
Вообще, если целью налоговой амнистии является стимулирование возвращения капиталов в Россию, то в предложенном варианте бенефециары такого капитала наверное подумают, а имеет ли смысл им это делать или проще будет изменить структуру владения такими активами или придумать другие варианты выхода из ситуации. Безусловно, обеспечение единой базы налоговых отношений между государством и владельцами активов это важная задача, но она равнозначно важна для обеих сторон этих отношений, особенно с учетом того, что сами эти отношения сложились во многом по причине несовершенства налогового законодательства, налоговой системы и налогового администрирования. По этой причине, на мой взгляд, методы стимулирования и экономического побуждения в этом вопросе должны быть преобладающими и именно такие методы потенциально могут принести больше пользы, в отличие от методов угроз правового преследования нарушителей.
На сегодняшний день, по различным оценкам, величина капиталов, находящихся за пределами России оценивается в пределах от 100 до 250 млрд. долларов. Некоторые эксперты оперируют цифрой в триллион долларов. Отметим, что капитал стал активно утекать из России с 2006 года после внесения либеральных поправок в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Тогда были сняты практически все ограничения на вывоз капиталов. Теперь же страна в очередной раз столкнулась с насущной необходимостью репатриации и амнистии капиталов.
В мировой истории были и удачные попытки подобных амнистий и не очень. К удачным можно отнести амнистию, проведенную в Италии в 2001 году. В страну вернулся 61 миллиард долларов. К не очень успешной, где-то комичной амнистии, можно отнести проведенную в Грузии в 2004 году – в страну вернулась всего-навсего 35 тысяч долларов. В Российской Федерации ни один пример подобных амнистий нельзя назвать успешным.
Вариант амнистии капиталов, предложенный изначально летом 2014 года, был достаточно близок к итальянскому, был достаточно прост и не обременителен для владельцев капиталов и это вселяло оптимизм. Так же, необходимо отметить, что в пользу возврата продолжают играть и западные санкции в отношении России – предприниматели банально боятся оставлять капитал в иностранных юрисдикциях.
Сегодняшнее же, в предложенном новом варианте, усложнение процедуры, фактически «налоговое закручивание гаек» свидетельствует о том, что, к сожалению, основная цель – массовый возврат капиталов, достигнута не будет. Сумма возврата, наверное, будет сопоставима с амнистией, проведенной в 2007 году. Тогда, по состоянию на 31 декабря 2007 года в страну вернулось всего 3,7 млрд. рублей.
И самое главное, что не вселяет оптимизма – следующее.
Во-первых, в стране так и не создан благоприятный инвестиционный климат, предприниматели толком не понимают куда вкладывать денежные средства и как вложения будут защищены в правовом плане.
Во-вторых, мы до сих пор живем в хаотично меняющемся налоговом законодательстве (поправки за 2014 год исчисляются сотнями) и как-то планировать свое будущее в этой связи предприниматели не могут.
И, наконец, в-третьих, пока еще отсутствие прописанных в законе твердых правовых гарантий, что человека, легализовавшего капитал, как недавно отметил наш Президент «не будут таскать по различным органам, в том числе правоохранительным… он не столкнется с уголовным и административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов».
В связи со всем вышесказанным – явное усложнение и ужесточение процедуры амнистии, неблагоприятная инвестиционная среда и отсутствие четких правовых гарантий для бизнесменов, влияние новых предложений можно оценить, как явно негативное.
Как вы прокомментируете новый вариант законопроекта о возвращении капиталов в Россию?
Новая концепция законопроекта об амнистии капитала предоставляет сравнительно небольшой набор преимуществ для налогоплательщиков – в обмен на полную уплату сокрытых ранее налогов налогоплательщики будут освобождены от уплаты пеней и штрафов по этим налогам, а также, вероятно, получат иммунитет от уголовного и административного преследования по ряду составов, перечень которых до сих пор остается туманным.
Предоставляется, что в таких условиях амнистия может быть выгода только 2 категориям налогоплательщиков. Во-первых, это те, кто скрывал факт владения российскими активами не для налоговой экономии, а по иным причинам (например, в качестве меры противодействия рейдерам), и поэтому амнистия не создаст для них дополнительной финансовой нагрузки. Во-вторых, это те, для кого факт привлечения к ответственности в ближайшее время является неизбежным или очень вероятным, т.е. налогоплательщики, о нарушениях которых налоговые органы или уже знают или узнают в ближайшее время. Для этой категории налогоплательщиков амнистия – это способ освободиться от ответственности, пожертвовав налоговой экономией.
Все остальные, скорее всего, крайне прохладно отнесутся к такой амнистии. Ключевая проблема заключается в отсутствии ясных правил, на основании которых можно определить сумму сокрытых налогов. Оценки налогового органа и налогоплательщика могут различаться на порядок. В таких условиях для «раскрывшихся» бизнесменов амнистии может и не получиться. Предприниматель, к примеру, может считать, что он недоплатил в бюджет 10 рублей налогов и добросовестно заявить об этом налоговому органу. Тогда как налоговый орган, изучив всю представленную налогоплательщиком информацию, может посчитать, что сумма неуплаченных налогов составляет 100 рублей, в этом случае незадекларированная разница не будет попадать под амнистию, в том числе эта разница может стать поводом для уголовного преследования. Асимметрия информации вкупе с неустойчивой судебной практикой применения налогового законодательства создает существенные риски для налогоплательщиков, что неизбежно скажется на эффективности амнистии. В таких условиях многие предприниматели будут или искать альтернативные – менее рискованные и затратные - каналы для легализации активов, например путем выкупа активов с офшорных структур, или будут стремиться глубже прятать свои цепочки владения, надеясь, что российские налоговые органы никогда о них не узнают.
Учитывая эти обстоятельства, амнистия, предполагающая «паушальный» платеж, размер которого является заранее предсказуемым (например, это может быть процент от рыночной стоимости активов), в современных российских условиях будет гораздо более эффективной.