Иностранные IT-компании, не работающие в Крыму и Севастополе, не смогут участвовать в госзакупках. Такой пункт будет включен в проект постановления об ограничении закупок иностранного софта госструктурами, который до 27 марта находится в стадии публичного обсуждения.
По словам министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, с таким предложением выступили сами разработчики. Ограничение затронет и российские компании-дистрибьюторы, которые не работают на территории полуострова. «Работать смогут только те, кто этой территориальной дискриминацией не будет баловаться», – заявил Никифоров.
В первую очередь эта мера коснется трех крупнейших иностранных поставщиков программного обеспечения: SAP, Oracle и Microsoft, которые занимают около 80% российского рынка.
Напомним, после введения в прошлом году санкций ЕС и США в Крыму перестали работать такие компании как Apple, Google и Amazon.
Как вы прокомментируете такой принудительный подход к иностранным и отечественным IT-компаниям?
Бесспорно, такая идея выполнима, хотя и не очень просто. Сложности возникнут с дополнительными инвестициями, сроками перехода, с адаптацией существующих бизнес-приложений. Однако нам известны планы нескольких ведомств по переходу на свободное программное обеспечение и технологически нейтральное аппаратное обеспечение, например, по замене СУБД Oracle на PostgreSQL.
В любой области в долгосрочной перспективе конкуренция — это хорошо. Когда пропадает конкуренция, все становится долго, дорого и плохо. Пример с автопромом избитый, можно вспомнить ситуацию с ПО в СССР. Там была идеальная защита отечественных вендоров, но из продуктов мирового уровня в тот период почему-то появился только «Тетрис».
Данная инициатива, по сути, — некий косвенный налог для крупных компаний, которые работают преимущественно по госконтрактам. При этом понятно, что основное количество иностранных компаний не станет рисковать попасть под санкции из-за относительно небольшого российского рынка. Результат — снижение эффективности госзакупок из-за сокращения числа качественных участников.
В целом, мы не против поддержки отечественных разработчиков и производителей. Но делать это необходимо взвешенно, погружаясь в проблемы отрасли и выдвигая конструктивные инициативы. Например, «в государственных структурах нужно переходить на ПО с открытым исходным кодом» — потенциально адекватная инициатива. «Как можно больше всего запретить» — нет.
Безусловно, международные компании, с их ресурсом и разветвленной структурой управления, могут и должны работать со всеми регионами Российской Федерации без исключений. Однако создавая условия для работы иностранных организаций в России, важно помнить о первом принципе переговорного процесса - гнуть, но не ломать. Уход IT-гигантов из сектора госзакупок, в частности, негативно повлияет на эффективность рабочих процессов внутри российских госучреждений, ведь в большинстве своем их сотрудники обучены выполнять свои функции именно на ПО, созданном американскими корпорациями, такими как Microsoft или Oracle.