Чиновники Минфина предложили три сценария развития событий, начиная с 2016 года: кратковременное падение цен на нефть до $60/барр., падение на несколько лет до $80/барр. с последующим ростом и падение до $80/барр. с минимальным восстановлением.
В случае сильного падения цен на нефть предполагается использовать средства Резервного фонда. Однако если в нем будет накоплено менее 7% ВВП, денег хватит не надолго. В противном случае придется сокращать расходы. Предполагается, что при благоприятном развитии событий к 2019 году объем резервного фонда превысит ненефтегазовый дефицит бюджета, а к 2020 году достигнет 7% ВВП.
В случае, если доходов не будет хватать, чиновники предлагают сократить «условно-утвержденные расходы» составляющие 5% от бюджета. Более того, резерв может быть увеличен. В целом, подход к планированию бюджета должен быть максимально консервативным, а не умеренно-оптимистичным, как было до сих пор, считают в Минфине.
Как вы прокомментируете стратегию Минфина? Можно ли выделить какие-либо плюсы для российской экономики от падения цены на нефть?
В прогнозе Минфина содержатся достаточно реалистичная динамика цены на нефть, и в то же время неоправданно оптимистичный прогноз темпов роста ВВП. Для российской экономики плюсы от падения цен на нефть найти можно. В первую очередь это пере-ориентированность на обрабатывающие секторы экономики, инвентаризация несырьевого сектора, выделение нескольких "прорывных" отраслей, продукция которых может быть востребована на внешних рынках, и переход не к декларированию развития промышленного производства, а к реальному его развитию.
Второй плюс, это необходимость "жить по средствам", не давать завышенных социальных обещаний, проверить обоснованность бюджетных расходов и не замахиваться на проекты мирового масштаба, не имея при этом достаточной уверенности в источниках финансирования. Можно сказать, что доходы от сырьевой ренты избаловали российскую экономику. Настало время взрослеть.