Сегодня правительство РФ рассматривало подготовленные Минфином поправки в федеральный бюджет на 2015 год, исходя из цены нефти в 50 долларов за баррель и курса доллара на уровне 61 рубля.
Ведомство Антона Силуанова запланировало снижение доходов федерального бюджета на 2,6 трлн рублей, а расходов - на 300 млрд руб. В процентном отношении к ВПП бюджет увеличивался с 0,6% до 3,8% ВВП. Обсуждение поправок вышло бурным, и, в итоге, они так и не были приняты. Правительство дало Минфину неделю на то, чтобы их доработать.
"Вы знаете, что мы предложили сокращение на 10% по основным позициям расходным, по основным госпрограммам. Конечно, не всем это нравится", – заявил министр финансов. Сокращения предполагают отказ от новых инвестиционных проектов, сокращение на 50% финансирования ряда старых проектов и ряд других мер.
По его словам, федеральный бюджет в январе-феврале 2015 года исполнен с дефицитом в размере порядка 770 млрд рублей. В целом Минфин оценивает снижение доходов более чем на 17%.
"По итогам года объем Резервного фонда может снизиться до 2 трлн руб., поэтому необходимо как можно скорее подготовить меры по балансировке бюджета РФ в 2016–2017 годах", - предупредил министр. В то же время, он пообещал, что Минфин будет использовать Резервный фонд в качестве последней меры покрытия дефицита, рассчитывая в первую очередь на ресурсы Казначейства и рыночные заимствования.
Как вы прокомментируете предложенные Минфином поправки к бюджету?
Безусловно, оптимизация бюджетных расходов представляется важным направлением осуществления бюджетной политики в сложных экономических условиях. Однако, к сожалению, предложения Минфина России, с моей точки зрения, готовились поспешно и недостаточно обоснованно.
Во-первых, еще не завершился I квартал 2015 года, по окончанию которого можно было бы говорить о наличии или отсутствии проблем в доходной части бюджета (напомню, что во второй половине этого квартала цена на нефть значительно укрепилась и вернулась к ноябрьскому уровню прошлого года).
Во-вторых, предложения Минфина России по сокращению расходов не основаны на итогах оценки эффективности реализации в 2014 году 42 утвержденных государственных программ Российской Федерации (на основании отчетов об их реализации). Было бы логично сначала оценить такую эффективность и предлагать сокращение именно самых неэффективных расходов. В этой части предложения Минфина России совсем неочевидны, они не формализованы и основаны на абсолютно произвольном подходе самого Минфина России.
В-третьих, вызывает серьезное опасение появление своего рода «второго бюджета» в виде средств антикризисного фонда (куда направляются все средства от сокращения), сопоставимого уже скоро с объемом официального федерального бюджета. При этом правила распределения этого «второго бюджета» непрозрачны и ничем не регламентированы. Распределение этих средств происходит вне действующего порядка формирования федерального бюджета, без учета государственных программ, без четких критериев результативности соответствующих бюджетных расходов и оценки их влияния на достижение целей, зафиксированных в государственных программах.
И в этом отношении никак нельзя согласится с такого рода поспешной «оптимизацией» бюджетных расходов.