ФНС отлаживает новый механизм борьбы с уходом от уплаты налогов

17 февраля 2015 г. Государство 1 1961 Гэу Андрей

Федеральная налоговая служба предложит российским компаниям избегать сомнительных схем ухода от налогов и самостоятельно следить за соблюдением правил на рынке. Такой подход в борьбе с уклонением от уплаты налогов налоговики уже применили к дистрибьюторам электроники и вскоре опробуют его в других отраслях.

Проводя проверку рынка, сотрудники ФНС обнаружили, что некоторые из крупнейших игроков представляют собой не группу или холдинг, а облако из маленьких фирм с колоссальными потоками, с низкими ценами импортируемой продукции, сомнительными схемами ввоза оборудования и его растаможивания. Только из-за ввоза товара по заниженной цене бюджет недополучал НДС и импортную пошлину.

Изучив схему работы одного из дистрибуторов, налоговики предложили владельцам компании встретиться и представили схему из «облака» фирм, через которые шли поставки и финансовые потоки. После этого дистрибутор согласился изменить свою схему работы и поработать со всем рынком, чтобы тот прошел некую очистку.

Как правило, крупнейшие участники отдельных сегментов рынка используют схожие схемы, рассуждают в Налоговой. Выявив схемы у одного игрока, можно использовать его самого как инструмент работы со всем рынком, не прибегая к затяжным судебным процессам.

ФНС называет новый подход «системой управления поведением», реализуемый за счет «правильной информационной работы». Схема модели контроля выглядит следующим образом: выбирается отрасль, определяются игроки, проводится проверка, игроки узнают о ее результатах, потом проверяется их реакция. «Если кто-то нас не услышит, будет максимально жесткая реакция», - предупреждают в ФНС.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Жолудев Михаил Леонидович (Генеральный директор, КПФМ (КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО И ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ))

Как вы прокомментируете новый метод налогового контроля, предложенный ФНС?

По большому счету данный метод не нов. Обозначенная «система управления поведением» не что иное, как механизм психологического воздействия на налогоплательщиков. Такой механизм строится на трех основных элементах:

1) Донести до налогоплательщиков тот факт, что Федеральной налоговой службе известны «применяемые схемы минимизации налогов» в соответствующей отрасли;
2) Описать неблагоприятные последствия, которые могут произойти, если налоговая служба вплотную займется конкретными участниками рынка, а это и выездные налоговые проверки, и многомиллионные штрафы, и передача материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, если по факту проверки будет установлено уклонение от уплаты налогов.
3) Предложить налогоплательщикам, либо группе налогоплательщиков заниматься оптимизацией налогообложения «в разумных пределах», что предусматривает увеличение отчислений в бюджет.

Такая модель работы с налогоплательщиками ранее не плохо (для бюджета, конечно) себя зарекомендовала при внедрении «зарплатных комиссий», «убыточных комиссий» и т.п. После посещения таких комиссий многие налогоплательщики предпочитали увеличивать платежи в бюджет и внебюджетные фонды. А налоговики показывали неплохие показатели по увеличению поступлений в бюджет при достаточно низких трудозатратах (по сравнению с другими мероприятиями налогового контроля).

Что посоветовать бизнесменам?

Если нет серьезной поддержки налоговых адвокатов и налоговых консультантов – идти на компромисс на условиях налоговой службы. Есть такая поддержка – можно попытаться договориться с налоговиками на приемлемых и неразорительных для своего бизнеса условиях. В конце концов всегда остается возможность решать вопросы в суде, учитывая правда, что в последнее время налоговики показывают неплохие результаты в арбитраже, что означает, что к судам с налоговой надо готовиться намного тщательнее, чем 3-4 года назад…

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также