Депутаты Госдумы от ЛДПР предлагают внести изменения в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с тем, чтобы расширить круг лиц, на которые распространяется понятие конфликта интересов при проведении государственных и муниципальных закупок. Доступ к госзакупкам будет ограничен для тех компаний, в руководстве которых находятся родственники чиновников.
В частности, предлагается ограничить участие в проведении закупок те компании, учредителем которых является либо в течение пяти лет являлся муниципальный депутат или глава (заместитель главы) местной администрации того субъекта, который проводит тендер и из бюджета которого выделяются средства на его исполнение.
Такие ограничения предлагается распространить и на предполагаемых участников закупки, учредителями которых являются близкие родственники муниципальных депутатов. Кроме того, в участии в тендере будет отказано компаниям, где учредитель или управляющий является также заказчиком услуг.
На федеральном уровне ограничения предлагается ввести для участников закупки, учредителем которых (участником органа управления юридического лица) является либо в течение пяти лет являлся депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или лицо, являющееся руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти.
Инициатива депутатов от фракции ЛДПР по расширению круга лиц, на которых распространяется понятие конфликт интересов в целом позитивна и, конечно, будет способствовать снижению коррупционной составляющей в сфере государственных закупок.
Однако предложение, даже если оно будет одобрено Государственной Думой, не сможет заработать в полной мере, так как сегодня отсутствует доступная информационная база, где бы Заказчик мог проверять подаваемые сведения о юридическом лице на предмет наличия конфликта интересов.
Сегодня, даже в существующей редакции закона, участники закупок могут задекларировать отсутствие конфликта интересов и сокрытие информации можно будет проверить, только если представители Заказчика реально будут предпринимать действия по отклонению участника.
Получается, каким бы широким этот список не был – сегодня в 44 федеральном законе отсутствует обязанность Заказчика проверять достоверность декларируемого конфликта интересов и, самое главное, законом не предусмотрены реальные механизмы.
Я считаю, что изменения были куда весомее, если бы дополняли также 104 статью 44 ФЗ о реестре недобросовестных поставщиков, куда бы автоматически попадала информация из ЕГРЮЛ, в случае получения мандата.
С другой стороны, мы все понимаем, что базы ЕГРЮЛ и базы записи гражданского состояния – это две разные планеты в нашей российской действительности.