Пенсионная реформа обретает более ясные очертания. Так, Минфин разрабатывает варианты сокращения расходов на выплаты пенсий россиянам, сообщает «Газета.ру» со ссылкой на источник в ведомстве.
Среди рассматриваемых решений можно выделить возможность отчисления из заработной платы граждан 1% в пенсионный фонд.
Для работающих пенсионеров ведомство приготовило неприятный сюрприз: их лишат фиксированной части пенсии, оставив лишь страховую часть (при условии, если месячный доход пенсионера составляет более чем 2.5 прожиточных минимума).
Наиболее волнующая норма преобразований – повышение пенсионного возраста. Согласно планам Минфина, с 2016 года пенсионный возраст мужчин и женщин будет подниматься на 0.5 лет каждый год до достижения гражданином 63-летнего возраста. Таким образом, у женщин пенсионный возраст будет достигнут к 2032 году, а у мужчин – к 2022 году.
Также, предполагается, что реформа может коснуться выходящих на пенсию медицинских, культурных и педагогических работников.
Как Вы оцениваете инициативы Минфина в дальней перспективе обеспечения населения пенсиями?
Все нововведения - попытка снизить растущие пенсионные обязательства, которые в свою очередь являются следствием индексации пенсий и зарплат бюджетникам. То что было возможным при цене 100 долларов за баррель, вероятно сложно исполнять сейчас.
Даже при 100 долларах за баррель, дефицит бюджета пенсий ПФР был колоссален. О чем же говорить сейчас?
Население стареет, пороги пенсий растут. Люди стали лучше есть, медицина развивается, в итоге люди живут дольше. В итоге все больше надо платить пенсий.
В отличие от других стран, где доля личных пенсионных накоплений равна или выше государственных обязательств, у нас накопительный элемент, который мог бы снизить нагрузку на государство, последовательно сокращается.
Раньше все граждане 1967 г.р. и моложе, могли 6% пенсионных отчислений отправлять себе на личный пенсионный счет и копить на пенсию. Переводить их в более доходный НПФ или УК, передавать по наследству и т.д.
Таким образом формировалась культура личного участия в формировании пенсионного будущего, следствием этого могло бы стать сокращение доли государственных обязательств и советской психологии граждан во всем надеяться на государство.
С 2014 года этого автоматически лишились все, кто не перевел в НПФ свои счета из ПФР, а с 2016 года – этого они уже сделать никогда не смогут. Их накопительные отчисления уйдут в страховую часть.
Взамен – государство взяло на себя обязательства по выплате пенсий гражданам, которые выпадают у них после сокращения накопительной компоненты.
Однако обязательства перед всеми, в текущей схеме и ситуации выполнить сложно . Потому и разрабатываются меры по их сокращению.
Некоторые из них уже приняты – переброска пенсионных накоплений граждан за определенные годы в общий распределительный котел, - так называемый мораторий. Или балльная система пенсий, стимулирующая более поздний выход на пенсию.
Как Вы оцениваете инициативы Минфина в дальней перспективе обеспечения населения пенсиями?
Самое ожидаемое на сегодня решение – это повышение пенсионного возраста. Это решение вызовет большой резонанс, но оно необходимо. По прогнозам экспертов, соотношение пенсионеров и работающих граждан к 2050 году может сравняться. Кажется, что это произойдет нескоро, но процесс «старения населения» начался давно, и если сейчас не принимать соответствующие меры, то потом будет поздно. Мы просто получим кризис пенсионной системы. Одна из действенных мер – это как раз повышение пенсионного возраста. Ведь то, что мы имеем сегодня – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин – было установлено в 1932 году. С тех пор условия жизни серьезно поменялись. Во всем мире правительства разных стран повышают пенсионный возраст. Думаю, мы к этому тоже должны прийти.