Правительство готовит меры поддержки среднего профобразования для создания современной, эффективной системы профобразования, ориентированной на запросы предприятий и нужд российской экономики. В частности, для этого будет подготовлен список самых востребованных и перспективных специальностей в России. Самим колледжам на поддержку предусмотрено 8,5 млрд руб. из бюджета в течение четырех лет.
По словам председателя правительства Дмитрия Медведева, образовательная подготовка должна вестись с опорой на лучшие мировые практики и передовые технологии. Похожая на нашу реформа начального профессионального образования идет сейчас, например, в Китае. Ресурсы бизнеса, государства, образовательной сферы в целом будут сосредоточены на развитии системы среднего профессионального образования. Однако необходимо будет проконтролировать повышение уровня мониторинга качества подготовки кадров, системы оценки, сертификации.
В прошлом году правительство выделило 1 млрд руб. из федерального бюджета на образовательные проекты в сфере профобразования в 45 регионах по 15 приоритетным отраслям экономики. Число абитуриентов в организации профобразования России составило около 670 тыс. человек, на базе девятых классов - 285 тыс.
Отметим, что экономический кризис и уменьшение числа трудовых мигрантов могут вернуть интерес у молодежи к ПТУ и техникумам взамен вузов. Ожидается, что в ближайшие годы значительно увеличится число специалистов среди строителей, электриков, бульдозеристов, машинистов кранов, токарей, фрезеровщиков, сварщиков.
Нацеленность на импортозамещение должна поддерживаться высококвалифицированными проф кадрами для повышения уровня качества производства в стране.
На мой взгляд, в список 50 наиболее востребованных профессий должны попасть все инженерно-технические специальности. Например, инженер по электроснабжению промышленных предприятий.
Развитие системы среднего профессионального образования, безусловно, было бы правильным решением. Сейчас мы наблюдаем явный дисбаланс между тем, кого готовят образовательные учреждения, и на кого есть спрос в экономике. Экономике не нужно столько экономистов и юристов, но нужно много техников, поваров, бухгалтеров и так далее. Получается ситуация, когда государство 4, а то и 6 лет учит профессионала, в котором нет потребности. При этом, зачастую учит плохо, потому что высококвалифицированных специалистов в стране не так много. Но, тем не менее, на обучение затрачиваются большие средства. После окончания университета третьего эшелона многие выпускники не могут найти работу по специальности. Так, человек, отучившийся 6 лет на экономиста и не нашедший работы по специальности, соглашается идти бухгалтером или менеджером по продажам. Получается, он зря потерял несколько лет, изучая предметы, которые ему не пригодятся, а государство напрасно оплачивало этот процесс несколько лет, в то же время работодатель получает демотивированного сотрудника, который учился на экономиста, а вынужден работать в продажах. В то же время общее количество трудоспособного населения в стране сокращается (за счет тех, кто мог бы работать после колледжа, но несколько дополнительных лет учится в университете), что сдерживает рост экономики и уменьшает возможности для импортозамещения.
Как вы прокомментируете политику правительства в отношении подготовки проф. кадров (втч переориентация на ПТУ) в текущих экономических условиях и усиливающегося оттока трудовых мигрантов?
На мой взгляд, вопрос не столько в переориентации на ПТУ, сколько в самой системе образования.
Прежде чем переориетироваться на ПТУ нужно изменить имидж профессий, которые традиционно занимают трудовые мигранты.
Все же я настаиваю на том, что ниша, которую заполняли трудовые мигранты не заполняется гражданами РФ не потому, что нет квалифицированных кадров, а потому что профессии эти не престижны с одной стороны, а с другой стороны количество ВУЗов в России в настоящее время настолько велико, что не иметь высшего образования, пусть даже низкого качества просто стыдно.
Для того, чтобы укреплять систему средне-специального образования, мне кажется, вначале нужно повысить ценз для поступления в ВУЗы, популяризировать профессии и в принципе поднять имидж ПТУ и колледжей среди молодежи.
То, что я вижу сейчас - это метод латания дыр, который, возможно, в краткосрочной перспективе даст эффект, но в долгосрочной перспективе даст сбой.