Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять во втором чтении законопроект, в котором содержатся существенные поправки о местных сборах. Муниципальный сбор на торговлю устанавливается для объектов торговли и не будет превышать налог в рамках патентной системы.
Также был увеличен с трех до пяти лет срок владения недвижимостью, по истечении которого доход от продажи освобождается от НДФЛ.
Сбор для торговцев будет установлен только для торговли через объекты стационарной сети, кроме магазинов на заправках, торговли через объекты нестационарной сети, а также торговли, осуществляемой путем отпуска товаров со склада.
Поправки, принятые при рассмотрении во втором чтении законопроекта, направлены на совершенствование налогового администрирования НДС, НДФЛ, а также налога на прибыль организаций.
В новой редакции поправки ни сбора за автоперевозки, ни сбора с гостиниц и точек общепита нет.
Государство понемногу завинчивает гайки. И это тенденция не только в России, но и по всему миру. Правила ужесточили в Гонконге, Лондоне, Европе и даже в части офшор.
Не секрет, что у нас в стране в 80% случаев объекты стационарной торговли занижают более, чем на 30%-50% свои показатели по оборотам. С одной стороны, это дает возможность малому бизнесу заработать здесь и сейчас больше, но с другой стороны не дает стране избавиться от "обнала" и "черных" схем ухода от налогов. Думаю, что в средне- и долгосрочной перспективе государство сделало верный шаг и малый бизнес поймет, что лучше платить налоги государству, чем % и комиссии "сторонним структурам" за махинации.
Есть только важное пожелание к власти: сделать переход постепенным в течение 2-3 лет, чтобы малый бизнес привык к новым правилам игры и не был одномоментно уничтожен.
Законопроект во втором чтении о муниципальных сборах был принят в более мягкой редакции, нежели предполагалось изначально. На мой взгляд, в этом есть большой плюс. Но если говорить в принципе о введении данного сбора, то мое мнение по этому поводу неоднозначно.
Теперь документ затрагивает сферу торговли, причем только в городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, в то время как предполагалось вменить дополнительную налоговую нагрузку 22 видам деятельности, включая бытовые услуги, общественное питание, транспортное обслуживание и другие жизненно важные сферы.
Если вспомнить намерения властей вернуть налог с продаж и вообще изначальную редакцию этих поправок в Налоговый кодекс, то, конечно, настоящий вариант представляет собой компромисс между бизнесом и государством.
Можно отметить следующие позитивные моменты. Прежде всего, это возможность для ИП уменьшать сумму НДФЛ на размер уплачиваемого сбора, а для компаний налог на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ. Это означает, что в отношении данных категорий налогоплательщиков фискальное бремя будет сглажено.
Не коснутся поправки и индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, по крайней мере, напрямую – другое дело, что есть планы по увеличению стоимости патентов, что, скорее всего, связано, с принятием данных поправок.
В целом, конечно, введение местных сборов направлено на пополнение местных бюджетов – будет применяться сбор, который прост в администрировании, как любой фиксированный платеж. Простота особенно важна в отношении совсем мелких предпринимателей, применяющих УСН, затраты на администрирование и контроль которых могут превышать уплачиваемые ими налоги. Например, предприниматели, торгующие на рынке, которые не используют кассовый аппарат и при этом платят 6 % с оборота. Проследить полноту отражения выручки очень сложно, фиксированный платеж облегчает эту задачу.
Таким образом, для компаний на УСН налоговая нагрузка в связи с новым законом возрастет. Те бизнесмены, кому позволит рынок, заложат новые расходы в конечную стоимость товаров, за что в итоге заплатит покупатель, у иных снизится рентабельность, не исключено, что часть предпринимателей закроет свой бизнес.
Законопроект о муниципальных сборах предложен с вполне здравой целью увеличения местных бюджетов, что, конечно полезно. Первое, что смущает, это технология его принятия. Очевидно, социально значимый нормативный акт предложен, как депутатская поправка к совершенно не имеющему к нему отношения законопроекту, в обход всех процедур общественного обсуждения. Подобный способ очень похож на некий трюк, талантливо организованный для нейтрализации негативной реакции общества. Но, возможно, все средства хороши для достижения благой цели. Попробуем посмотреть на среднесрочные последствия. Итак, по заявлению авторов годовой сбор в размере 600 т-р будет взиматься в городах федерального значения только с торговых организаций ежеквартально, что принесет в казну, например, Москвы предположительно несколько миллиардов рублей. Много это для бюджета Москвы? Исчезающе мало. При этом сбор коснется всего торгового малого бизнеса: небольших магазинов шаговой доступности, киосков, мелких лавок в торговых центрах. Ясно, что чем меньше бизнес, тем сильней это по нему ударит. И скорей всего предпринимателям не удастся переложить нагрузку на покупателей. Ведь более крупные конкуренты, торговые сети, фактически не почувствуют изменения налоговой нагрузки. Таким образом, через непродолжительное время законопроект вымоет с рынка малый торговый бизнес. Если будет возможность "поднять планку" сбора, то, вероятно, и средний. То есть фактически, это не способ пополнить бюджет, а способ перераспределить рынок розничной торговли уничтожением малого бизнеса. Долгосрочным эффектом будет снижение конкуренции за счёт радикального уменьшения количества игроков.
И последнее. К чему принятие законопроекта приведет в краткосрочной перспективе? Не секрет, что предприниматели, мягко скажем, не слишком оптимистичны сейчас, в связи с резким ухудшением внешней конъюнктуры и не быстрым улучшением бизнес-климата. Любые "плохие новости" будут для части последней каплей, которая заставит уйти из бизнеса. Будет ли это хорошо для страны и для того же муниципального бюджета? Возьмутся ли авторы законопроекта просчитать социальные последствия?