В российское законодательство были введены поправки, устанавливающие превентивный налоговый контроль в форме налогового мониторинга. После принятия Госдумой в третьем чтении законопроекта «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса (в части введения института налогового мониторинга)» документ был одобрен и Советом Федерации.
Отныне налогоплательщик наделяется правом выбора: регулярно подавать налоговикам в электронной форме документы и информацию, служащие основанием для начисления налогов, или же предоставить налоговому органу доступ к своим информационным системам для проведения превентивного налогового контроля.
Налоговый мониторинг будет проводиться на основании соответствующего решения налогового органа по запросу налогоплательщика, которое позволит налоговикам на постоянной основе иметь доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации. Ожидается, что это будет способствовать правильности и своевременности отражения юрлицом всех хозяйственных операций для целей налогообложения.
Право на мониторинг будут иметь компании, сумма уплаченных налогов которых составляет не менее 300 миллионов рублей, а суммарный объем годового дохода и совокупная стоимость активов исчисляется тремя миллиардами рублей и выше.
Заявление на проведение налогового мониторинга должно быть подано не позднее 1 июля, предшествующего периоду, за который проводится контроль. Решение о мониторинге принимается на один календарный год.
Закон вступает в силу с 1 января 2015 года. Исключение коснется участников консолидированной группы налогоплательщиков, для которых новые положения вступят в силу с 1 января 2016 года.
Как вы прокомментируете применение такого инструмента, как налоговый мониторинг?
Применение налогового мониторинга, с одной стороны, способствует установлению совершено иного уровня взаимоотношений между крупными компаниями и налоговыми органами при проведении налогового контроля и повышению качества налогового администрирования.
С другой стороны, применение налогового мониторинга для компаний может создать негативные последствия. Положения, регулирующие взаимосогласительные процедуры, не позволяют однозначно сделать вывод о том, что делать в ситуации, когда отсутствует возможность устранить возникшие противоречия между налоговым органом и налогоплательщиком. Для налогоплательщика этот факт является принципиальным, так как невыполнение мотивированного мнения налогового является основанием для проведения выездной налоговой проверки. Следовательно, окончательное разрешение вопроса о правильности исчисления и своевременности уплаты налогов будет происходить в суде. Учитывая порядок и сроки, установленные НК РФ для обжалования решений налоговых органов, решение этого вопроса займет достаточно продолжительный промежуток времени.