Сегодня, 28 октября, ЕС проводит очередную ревизию ранее введенных санкций в отношении РФ. Первая ревизия была произведена 30 сентября, но ослабления ограничений не произошло. Аналитики убеждены, что снятия санкций или их смягчения России, вообще, не стоит ждать до весны 2015 года, и, по всей вероятности, стране придется «зимовать» в затруднительном положении.
За ослабление ограничений ранее выступала председательствующая в Евросоюзе Италия. Однако все ее попытки помочь России оказались тщетными: ЕС заблокировал данное предложение, что повлекло за собой отмену традиционного зимнего саммита РФ-ЕС.
По мнению экспертов, все попытки Москвы разрешить ситуацию не находят отклика в Европе. РФ предприняла ряд шагов ради деэскалации ситуации на Донбассе, поддержала Минские договоренности, отвела воинские части от границы с Украиной. Все же, еврочиновники решили оставить все санкции в силе без изменений, поскольку они не уверены в том, что перемирие (прекращение огня силовиками и жителями ДНР/ЛНР) продлится после выборов в Раду.
Само введение санкций проводилось очень сумбурно: заокеанский "кукловод" потянул за верёвочки и привёл в движение фигурки, которые даже не очень сопротивлялись и совсем не задумывались, поскольку движение было "в команде". А то, что это серьёзно, и карманы у каждого свои, стало понятно чуть позже, когда пальчиками уже погрозили. Когда же собрались с духом, даже признались, что механизма смягчения или отмены санкций быть не может, поскольку не было механизма их введения.
Вот ведь как им тяжело теперь. Это только у людей между добрыми соседями принято с утра прощения просить за доставленные с вечера неудобства, а тут целая компания, в которой, как по-Райкину, за криво пришитые пуговицы никто персонально не отвечает. Прямо хоть из команды выходи! И ведь и выйдут, разбегутся - дай только срок. Вот тогда и "кукловод" без "доброго внимания" не останется, всё вспомнят. А пока "дурная голова ногам покоя не даёт" - и поделом.
К сожалению, введение, ужесточение, облегчение, снятие санкций ЕС в отношении России не подчинено каким-либо чётким и понятным механизмам – «западные» страны самостоятельно принимают решения относительно деловых связей с российскими гражданами и отраслями экономики, руководствуясь исключительно своими взглядами на конфликт внутри Украины (вернее взглядами всем известной небольшой группы государств), а не общепринятыми международными правилами и механизмами. Более того, выдвигаемые в отношении России требования, исполнение которых позволит странам ЕС рассмотреть вопрос о пересмотре санкций, не содержат в себе чётких и однозначных действий. Ни для кого не секрет, что Россия имеет свои интересы в странах ближнего зарубежья (также как и иные государства и военные блоки имеют свои интересы в странах, граничащих с РФ), в частности в Украине. В этом и состоит политическая и дипломатическая «игра» государств: расширение сфер влияния, обеспечение безопасности, обеспечение военного и экономического паритета либо превосходства. Однако в последнее время определённая группа государств пытается навязать в этой «игре» свои правила. Следовательно, вопрос отмены санкций в отношении России не будет зависеть от исполнения либо неисполнения Россией требований западных стран, просто потому что введение и снятие санкций – это самовольные действия стран ЕС, не подчиненные каким-либо надгосударственным правовым нормам.
Вопрос находится в сугубо политической плоскости, и у нас складывается ощущения, что «правила игры» становятся день ото дня всё более запутанными. С одной стороны, мы помним, что основным триггером санкций стало присоединение Крыма, но уже спустя пару месяцев главная формулировка существенно видоизменилась «из-за позиции России по вопросу территориальной целостности Украины». Формулировка – настолько расплывчатая, что под неё подвести можно всё что угодно: и Крым, и Донбасс, и даже негативное отношение к националистам. Пару раз ЕС намекал Москве, что существуют некие критерии «снятия большей части санкций», но Лавров всякий раз повторял, что «позиция России – честная и открытая, и не подлежит пересмотру». Ради эксперимента можно было бы хотя бы раз поступиться своей принципиальностью, и перед тем как говорить «нет», хотя бы для общей информации выслушать перечень этих требований. Поскольку он так ни разу и не прозвучал, то инвесторам остаётся только гадать на кофейной гуще относительно его содержимого.
По Вашему мнению, есть ли у ЕС четкие механизмы для отмены санкций?
У ЕС нет четких механизмов отмены санкций. Более того, нет и четких механизмов для их принятия. ЕС руководствуется общими положениями, которые позволяют при необходимости применять ограничительные меры в виде полного или частичного приостановления или сокращения экономических и финансовых отношений с одной или несколькими третьими странами, а также меры против физических или юридических лиц, групп лиц или негосударственных образований. Порядок принятия решения об отмене принятых мер специальными нормами не регламентирован.
При каких условиях можно ожидать следующего пересмотра санкций?
Поскольку применение санкций вызвано нарушением Российской Федерацией, по мнению ЕС, норм международного права, полагаю, что пересмотр санкций возможен в случае, если Россия прекратит нарушать нормы международного права, опять таки по мнению ЕС и выполнит требования ЕС. Принимая во внимание тот факт, что порядок принятия решения об отмене принятых мер специальными нормами не регламентирован, а также то, что наличие нарушения норм международного права, а также устранение таких нарушений оценивается полностью по внутреннему убеждению самого ЕС, говорить о конкретных правовых условиях пересмотра санкций не имеет смысла.
Безусловно, четких механизмов отмены санкций, впрочем как и формализованных механизмов ввода санкций, в ЕС – нет!
Надо полагать, что санкции введены надолго, и мы можем ожидать не столько их снятия, сколько поиск формальных причин для ввода новых санкций. И очевидно, что причина вовсе не в украинском конфликте – это был только повод, а в усилении роли России на мировой арене. Западные страны, безусловно, почувствовали «дух советской империи», которая идет к ним. Это означает, что мы возвращаемся в годы холодной войны. Этот факт не надо оценивать, как негативный, поскольку, во-первых, это признание восстановления сил России, а во-вторых, если вспомнить историю России, то мы всегда были в перманентной конфронтации к странам, которые считали себя «гегемонами» мирового порядка.
В текущих условиях, надо привыкать жить в условиях санкций, адаптироваться к ним, искать союзников на востоке и переориентировать наши рынки на дружественные нам страны, мобилизуя вокруг нас новый мировой центр силы.