Регионы получат возможность ограничивать доступ малого бизнеса к льготным режимам налогообложения, чтобы воспрепятствовать дроблению бизнеса ради экономии на налогах. Законопроект, наделяющий руководителей местных администраций соответствующим правом, внесло в правительство Министерство финансов России.
Согласно документу, субъект федерации сможет снизить в десять раз пороговые показатели, необходимые малому бизнесу для получения налоговых льгот. В первую очередь это коснется мелких компаний и предпринимателей, работающих в сфере оптовой и розничной торговли, оказывающих услуги общественного питания и осуществляющих операции с недвижимым имуществом (включая его сдачу в аренду). Аналогичное снижение порога предложено для плательщиков патентов.
Ранее губернаторы жаловались, что достаточно крупные компании, прежде всего торговые, дробятся ради получения льготных налоговых режимов. А поскольку торговлей занимаются 50-70% малых предпринимателей, нововведение затронет многих.
Инициаторы подобных законопроектов озабочены лишь тем, как бы в самые кратчайшие сроки без особых усилий пополнить государственную казну и совершенно не учитывают возможных последствий вводимых ограничений. Предлагаемый способ пополнения бюджетов, особенно с учетом текущей экономической ситуации, абсурден. Сейчас в России курс доллара вырос на 15 %, инфляция растет семимильными шагами, действие введенных санкций имеет свои последствия – вводить очередные налоговые ограничения в такой обстановке крайне неразумно. В распоряжении российских чиновников на сегодняшний день есть полтора десятка альтернативных способов привлечения финансов в бюджет: возврат денег из офшоров, усиленный контроль средств, обращающихся в сфере государственного заказа и закупок госкорпораций. Между тем деньги, которые зарабатывают предприятия малого бизнеса в регионах, остаются в региональных же бюджетах: в виде налогов, в виде зарплат, в виде прибыли, а не утекают заграницу. Именно поэтому малое предпринимательство должно развиваться, нельзя ужесточать деловой климат и отбирать последние крохи у коммерсантов.
В наибольшей степени нововведение может затронуть небольшие и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, с незначительным штатом сотрудников, но обеспечивающих социальную инфраструктуру в небольших населенных пунктах – поселках, деревнях – в том сегменте, который крупному бизнесу не интересен. Маленькие магазинчики, парикмахерские, такси, предприятия, предоставляющие различные услуги, – все это малый бизнес, предприниматели, которые при помощи собственного ума, сноровки открыли небольшие предприятия, применяют упрощенку. Если отнять у них льготы, одни закроются, другие кое-как выживут, сократив объемы торговли и предоставления услуг. Сократив рабочие места… Кому это нужно? И почему это надо делать именно сейчас, когда экономическая ситуация и так не благоприятствует коммерсантам? У предпринимателей сейчас из-за роста доллара и инфляции рубля оборот средств, напротив, увеличивается, при том что прибыль остается неизменной. Надо развивать перерабатывающий бизнес, строить фабрики с выходом на мировой рынок, стимулировать промышленность, вместо того чтобы «давить» то немногое, что есть и работает сейчас.
К губернаторам, выдвинувшим подобную инициативу, нужно пристально присмотреться на предмет того, почему в их регионах дефицитные бюджеты. Нужно взять их на карандаш и посмотреть, кто вышел с такой инициативой. Рекомендую им посмотреть свои регионы за пределами региональных центров: там, где нет Ашанов, крупных гипермаркетов… там, где вся жизненно важная инфраструктура зиждется на плечах малых предпринимателей, частных коммерсантов: что будет, если лишить их налоговых льгот? Губернаторам следует обратить внимание на свои регионы в плане промышленного потенциала, возможностей среднего и крупного бизнеса: необходимо вкладывать средства в их развитие, модернизировать и расширять производство, выходить с произведенной продукцией на внутренний и зарубежные рынки – вот где средства для пополнения бюджета.