Президент РФ Владимир Путин сегодня проводит заседание Государственного совета, на котором обсуждается состояние российского бизнеса и его положение на внешних рынках в условиях членства России в ВТО. Особое внимание экспертов обращено на действующие антироссийские санкции - участники встречи обсудят возможности заменить некоторые импортные товары отечественными. Другие важные аспекты: финансовое оздоровление и программы долгосрочного развития ведущих предприятий страны.
С основными докладами выступят Губернатор Белгородской области Евгений Савченко и министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Какие меры по поддержке экономики, как в госсекторе, так и с участием бизнеса, на ваш взгляд, должны быть вынесены на обсуждение в текущей экономической ситуации?
C моей точки зрения, в нынешней ситуации должны быть вынесены на обсуждение, прежде всего, меры, направленные на максимальную либерализацию ведения предпринимательской деятельности.
В частности, представляются актуальными меры по существенному упрощению начала бизнеса, такие как:
- введение регистрации нового предприятия (ИП и всех видов хозяйственных обществ) только в уведомительной электронной форме (через портал госуслуг);
- отказ от необходимости разработки уставов и учредительных договоров для новых предприятий (информация о долях участников хозяйственных обществ и органах управления – только в электронной форме в ЕГРЮЛ через портал госуслуг);
- введение уведомительных принципов постановки на учет в ПФР, ФОМС и ФСС (автоматически через портал госуслуг после уведомления о регистрации);
- отказ от минимальных размеров уставного капитала при регистрации нового предприятия (для всех видов хозяйственных обществ, кроме видов деятельности, определенных другими федеральными законами);
- отказ от необходимости договора аренды помещения (или права собственности на помещение) при регистрации нового предприятия и отказ от подтверждения адреса местонахождения предприятия (все - через регистрацию на портале госуслуг, достаточен виртуальный адрес).
Кроме того, для действующего бизнеса были бы крайне актуальными меры, направленные на оптимизацию его взаимодействия с госорганами, в частности:
- перевод социальных взносов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на страховую модель путем приобретения ими единого полиса социального страхования (вместо действующих механизмов уплаты взносов в ФСС и ФОМС);
- введение страховых принципов обеспечения исполнение обязательств предприятий в рамках реализации контрактной системы закупок для государственных и муниципальных нужд (полис добровольного страхования ответственности вместо банковских гарантий);
- введения моратория на любые выездные проверки контрольно-надзорных органов с одновременным введением страховых принципов гражданской ответственности за нанесение ущерба третьим лицам при ведении бизнеса;
- отмена необходимости обязательного ведения бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий (возврат к упрощенной системе - книге учета доходов и расходов);
- отмена необходимости обязательной сертификации продукции на производстве (только при реализации ТНП в розничных торговых сетях);
- снятие ограничений на ведение некоторых видов игорного бизнеса в городах федерального значения и столицах субъектов Российской Федерации (в части казино и букмекерских контор), которое позволит существенно пополнить доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и снизит уровень теневого сектора.
С точки зрения оптимизации государственного регулирования, безусловно, приоритетом должна стать обязательная процедура оценка регулирующего воздействия, особенно на стадии подготовки и принятия решений в области ответных мер Российской Федерации на санкционное давление со стороны ряда зарубежных стран.
В частности, это касается вопросов введения эмбарго, а также определения перспективных направлений налоговой, бюджетной, таможенной и тарифной политики в этих условиях.
Данные решения должны проходить своего рода фильтр обязательной оценки их влияния на запланированные результаты, включая предварительную оценку их влияния на индекс потребительских цен (как важный фактор, влияющий на уровень жизни населения).
Важно также оценить их влияние на предпринимательский и инвестиционный климат в целом, который должен выражаться в конкретных значениях показателей объема возможного привлечения инвестиций, а также в динамике численности предприятий и уровня занятости в сфере малого и среднего бизнеса.