В случае ратификации Международной конвенции по оказанию взаимной административной помощи в налоговых вопросах ФНС РФ сможет проводить налоговые проверки в зарубежных странах. Такого мнения придерживается руководитель службы Михаил Мишустин.
В ходе выступления на расширенном заседании ведомственной коллегии глава ФНС, в частности, отметил, что в связи с глобализацией схемы минимизации налогов все чаще замыкаются на офшорах и низконалоговых юрисдикциях. В результате вопросы деофшоризации выходят на первые позиции в повестке дня налоговых администраций.
Присоединяясь к Международной конвенции по оказанию взаимной административной помощи в налоговых вопросах, Россия получит право на проведение совместных налоговых проверок в зарубежных странах. Кроме того, у налоговиков появится право требовать взыскания налоговой задолженности при административной поддержке иностранных коллег.
Необходимо отметить, что Михаил Мишустин очень оптимистичен. Дело в том, что Международная конвенция по оказанию взаимной административной помощи в налоговых вопросах, как следует из ст. 28 самой Конвенции, открыта для подписания Государствами - членами Совета Европы и странами - членами ОЭСР. Если в Совет Европы Россия входит, то с членством в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ситуация принципиально иная: 13 марта 2014 года ОЭСР приостановила принятие России в члены этой организации на неопределенный срок. А учитывая текущую политическую ситуацию, рассчитывать на скорое принятие России в ОЭСР, на мой взгляд, сложно.
Конечно, с учетом того, что российская экономика является частью глобальной, рано или поздно Россия вступит и в ОЭСР. Тем более, что в настоящее время уже все государства понимают, что эффективно бороться с налоговой оптимизацией внутри отдельной страны невозможно, большинство схем минимизации налогообложения, как правило, трансграничны, используют несколько юрисдикций, включая оффшорные.
Поэтому развитие такого "трансграничного" налогового администрирования - это разумная и закономерная общемировая тенденция. Уже сейчас налоговые органы различных государств все больше обмениваются информацией, эта информация все более полна и актуальна. То есть, практика международного сотрудничества в области налогового администрирования сложилась и активно развивается. Хотя пока это, прежде всего, обмен информацией. Показательно, что, несмотря на политические разногласия с США, Служба внутренних доходов США (IRS) активно и полно отвечает на запросы российских налоговых органов о предоставлении информации. Так же аккуратно отвечает на запросы IRS Федеральная налоговая служба РФ.
Что касается права проводить "налоговые проверки за границей", необходимо учитывать, что в Конвенции речь не идет о праве налоговых органов одного государства проводить самостоятельные проверки за границей, в другом государстве. Конвенция предусматривает только присутствие представителей компетентного органа Государства-заявителя (например, РФ) при проведении соответствующего этапа налоговой проверки налоговым органом соответствующего государства. При этом, для такого присутствия необходимо разрешение "компетентного органа" государства, в котором проводится проверка.
Тем не менее, даже такая форма налогового контроля должна существенно увеличить эффективность проверочных мероприятий по сравнению с обычным обменом информацией.
Государству право участвовать в проверочных мероприятиях на территории иных государств даст возможность, в частности, повысить эффективность применения будущего закона о контролируемых иностранных компаниях. Поскольку для эффективного начисления российскому бенефициару налогов с дохода контролируемой им иностранной компании у российских налоговых органов должна быть возможность доказать, во-первых, факт того, что иностранная компания контролируется российским резидентом, во-вторых, документально подтвердить размер дохода этой иностранной компании.
Ратификация Россией Международной конвенции по оказанию взаимной административной помощи в налоговых вопросах позволит нашим налоговым органам не только проводить налоговые проверки в зарубежных странах, но и (что более важно) получать от иностранных партнёров информацию и документацию относительно имущества и операций налогоплательщиков-должников за рубежом. Также сотрудничество стран, ратифицировавших данную Конвенцию, подразумевает содействие во взыскании налогов, включая меры по аресту и реализации имущества налогоплательщиков-должников.
Однако нужно заметить, что подобное сотрудничество возможно лишь между государствами, ратифицировавшими данную Конвенцию. Таких государств на настоящий момент 55, и в этом списке, по понятным причинам, нет популярных оффшорных юрисдикций (таких как Кипр, Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Панама). Ратификация Россией данной Конвенции, безусловно, позволит в незначительной степени пополнить бюджет за счёт имущества налогоплательщиков-должников, находящегося за рубежом, однако поставленная руководством нашей страны цель по деофшоризации российской экономики по-прежнему далека. Ратификации Конвенции по оказанию взаимной административной помощи в налоговых вопросах – лишь один из многих необходимых шагов по выводу налогоплательщиков из оффшорной тени.