Россия заняла 53-е место в рейтинге конкурентоспособности экономик мира против 64-го места в прошлом году. Соседями нашей страны по рейтингу стали Филиппины и Болгария, следует из доклада «Глобальная конкурентоспособность 2014-2015».
В основу исследования, проводимого Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), ложится обработка общедоступных данных и результатов опроса 14 тысяч руководителей компаний в 144 странах мира.
Улучшение позиции России в рейтинге эксперты ВЭФ связывают с «эффективностью рынка товаров и услуг, использованием ИКТ и конкурентоспособностью компаний». Высокий уровень образования населения и большой инновационный потенциал Россия вправе записать себе в актив.
В то же время «российская экономика продолжает испытывать множество укоренившихся проблем, среди которы существование монополий и олигополии, которые мешают другим компаниям входить на российский рынок».
В лидерах рейтинга значатся Швейцария, Сингапур и США.
Прежде всего о самих индексах. Индексы перспективной и деловой конкурентоспособности (GCI и BCI соответственно) отражают место государства в рейтинге конкурентоспособности стран мира, публикуемом в ежегодном обзоре Всемирного экономического форума (WEF) по результатам анализа статистических данных и опроса нескольких тысяч менеджеров высшего звена в различных странах мира. При этом индекс деловой конкурентоспособности BCI отражает оценку независимых экспертов с точки зрения наличия благоприятных условий для ведения бизнеса, а опубликованные данные касаются результатов по индексу GCI.
Хотелось бы отметить, что результаты данного рейтинга (The Global Competitiveness Index 2014-2015) основаны на данных за 2013 год. Таким образом, те проблемы и риски, которые обозначились с начала 2014 года эти результаты не учитывают.
Вместе с тем, отрадно, что Россия в целом год от года повышает свое место в рейтинге глобальной конкурентоспособности. Безусловно, это свидетельствует об определенных положительных тенденциях в российской экономике и активизации конкурентной сферы в российском бизнесе за эти годы. Кроме того, более точные статистические данные по критериям, которые являются составной частью при расчете данного рейтинга, стал предоставлять в международные организации Росстат. Это касается, в частности, данных по уровню образованности населения и доли инновационного сектора.
К сожалению, Минэкономразвития России по непонятным причинам не так давно исключило рейтинги по Индексам перспективной и деловой конкурентоспособности из числа показателей результативности своей деятельности. В связи с этим, формально нынешний рост рейтинга России нельзя отнести к заслугам финансово-экономического блока Правительства России за последние годы.
Повышение позиций России в рейтинге ВЭФ, конечно, отрадно, это означает определенный престиж для страны. Однако не стоит тешить себя иллюзиями о высокой конкурентоспособности продукции, произведенной в России. Авторы исследования прибавили России 9 пунктов на основании того, что у нашей страны достойные показатели, связанные с мощным кадровым ресурсом и инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью предприятий.
Что касается уровня профессиональной подготовленности наших граждан – с этим не поспоришь: качество образования в России довольно высокое, специалисты высшего и среднего звена на выходе из вузов и средних образовательных учреждений квалифицированные. Что касается привлекательности инвестиций – это тоже соответствует действительности. Российский рынок еще до конца не освоен, у нас имеется огромный сырьевой запас, практически вся таблица Менделеева, можно перерабатывать фактически все, что угодно. Продукты такой переработки можно поставлять не только на внутренний рынок, но и за рубеж, поэтому привлекательность инвестиций налицо, причем в различных отраслях.
Однако не стоит тешить себя иллюзиями о высокой конкурентоспособности продукции, произведенной в России. Здесь нужно смотреть по отраслям. Пожалуй, единственная сфера, где российские производители действительно конкурентоспособны, это сельское хозяйство, продуктами которого мы уже сегодня можем заполнить внутренний рынок. При этом качество товаров российского производства сопоставимо или превосходит качество импортных товаров: свинину, птицу, фрукты, овощи мы уже сейчас готовы поставлять за рубеж.
Не исключены проблемы с говядиной и бараниной, потому что у нас не самые подходящие климатические условия для разведения этих видов, но что касается свинины, овощей и фруктов, то по этим позициям наши производители готовы увеличить обороты в разы и обеспечивать удовлетворение внутреннего и внешнего спроса.
Однако другие отрасли – легкая промышленность, станкостроение, автомобилестроение – не конкурентоспособны.
Мы можем составить конкуренцию продуктам импортного производства в этих отраслях только в ценовом аспекте: допустим, у нас изделие стоит 500 рублей, а импортное стоит 1000 рублей, но и качество импортного товара в два раза лучше.
Проблемы в данных отраслях связаны, во-первых, с недостаточным финансированием указанных, а во-вторых, с тем, что средства, которые выделяются, расходуются неэффективно.
Развитие системы государственно-частного партнерства может стать выходом из сложившейся ситуации. Например, в Китае такая форма взаимодействия широко распространена. К слову, недавно в Санкт-Петербурге запущен ряд проектов ГЧП, некоторые из них уже успешно реализованы. Взаимодействие государства с частным бизнесом при обоюдной заинтересованности в успехе того или иного проекта могло бы обеспечить необходимые условия для развития отстающих отраслей: в рамках такого сотрудничества можно модернизировать производственные мощности.