Минфин пошел на встречу бизнесу, смягчив в последней редакции «антифошорный» законопроект. В частности, ведомство согласилось повысить с 3 до 10 миллионов рублей размер прибыли, декларировать которую должны владельцы офшоров. Порог владения офшором установлен на уровне 50% в 2015 году и 25% — в 2016 году.
Другое предложение, с которым выступают чиновники - установление порога владения офшором на уровне 50% в 2015 году, а в 2016 году снижение этот порога до 25% для одного лица либо до 10%, если сложенные доли российских резидентов превышают 50%.
С налогоплательщиков может быть снята ответственность за нарушения правил декларирования офшорной прибыли в 2015-2016 годах. Вместо этого с 2017 года предусматривается наказание - 20% от неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2015 года, настаивают в министерстве и просят правительство внести его для рассмотрения на осенней сессии Госдумы.
Главная цель законопроекта – борьба с наиболее распространенными схемами по минимизации налогообложения за счет переноса налоговой базы из России в подконтрольные компании, зарегистрированные в низконалоговых, как правило, оффшорных юрисдикциях. Закон направлен на то, чтобы сделать такие схемы невыгодными для российских бенефициаров, поскольку вся прибыль, аккумулированная на таких подконтрольных компаниях, будет вменяться бенефициару в качестве его собственного дохода. Действительно, принятие закона может привести к повышению налоговых доходов бюджета, однако это будет возможным только при условии если у российских налоговых органов будет реальная возможность по осуществлению контроля за «оффшорными» доходами, т.е. если будет организован обмен налоговой информацией с зарубежными странами. Пока российским налоговым властям нечем похвастаться в этом направлении – информационный обмен с самими «черными» юрисдикциями практически отсутствует, а с «серыми», вроде Кипра – не очень эффективен. Однако, не исключено, что эта ситуация изменится, в том числе, вследствие давления на оффшоры мирового сообщества, осуществляемого под эгидой ОЭСР, в рамках глобального тренда по борьбе с уклонением от налогообложения в низконалоговых юрисдикциях.
Принятие закона вряд ли приведет к серьезной репатриации капитала, скорее наоборот, существует вероятность, что некоторые налогоплательщики примут решение окончательно перевести свой бизнес из России или сменить место жительства дабы, в том числе избежать применения закона. Более того, с начала 2014 г., когда впервые проект закона начал публично обсуждаться, темпы вывоза капитал из России существенно увеличились и сейчас достигают рекордных значений.
Для большинства предприятий, использующих в своей деятельности контролируемые иностранные компании, сейчас, пожалуй, есть две стратегии: отказаться от таких компаний совсем и перевести свой бизнес полностью в Россию или «зарыться в оффшоры» еще глубже, т.е. усложнить и запутать структуру владения, дабы она стала труднодоступной для раскрытия со стороны налоговых органов. Если оффшор используется только как копилка и не участвует в активной деятельности, то требования закона можно будет довольно легко обойти.
Пока еще не ясна окончательная концепция законопроекта – будет ли он распространяться только на физических лиц, контролирующих зарубежные компании, или также затронет и российские организации, имеющие дочерние иностранные компании. В последнем случае закон очень серьезно ударит по многим отраслям экономики, в которых использование иностранных оффшорных компаний является обычным делом, например по международным перевозчикам или судовладельцам. Отказ от оффшорных подразделений может полностью разрушить экономику этих компаний.