Для распознавания потенциально проблемных банков ЦБ РФ возьмет опыт Мособлбанка, в котором был выявлен самый большой объем неучтенных вкладов физлиц на сумму свыше 70 млрд. рублей.
В данный момент специалисты регулятора разрабатывают признаки, по которым будут выявляться скрытые вклады. Это, прежде всего, регулярное снятие в большом объеме средств вкладчиками в сроки, близкие к срокам приема средств на депозиты. Активная реклама банком депозитов и присутствие в его офисах людей, оформляющих вклады, при слабом росте объема вкладов по отчетности. Покупка банком ценных бумаг, в том числе векселей, за счет перечисления средств, внесенных вкладчиками на депозит, также может свидетельствовать об использовании организацией незаконных схем.
Кроме того, в ближайшем будущем у регулятора появится такой мощный рычаг влияния на банки, как уголовное наказание за предоставление заведомо ложной финансовой информации.
С какими трудностями может столкнуться ЦБ при выявлении скрытых вкладов?
Проблема на самом деле шире. Нужен анализ не только странных операций по вкладам ФЛ, но и отслеживание аномальных (не имеющих внятного экономического смысла) оборотов по любым банковским счетам. Предлагаемая методика - только часть необходимого инструментария, основанная на конкретном "кейсе". Рейтинговые агентства, в частности "Эксперт РА", достаточно давно ведут подобную работу.
Самое сложное, на мой взгляд, - выявление того, что не отражено в бухгалтерском балансе любой структуры, не только банка. Меня несколько смущает, что перечисленные признаки характерны не для «забалансовых» или «скрытых» вкладов, а именно для операций, отраженных в бухгалтерском учете. Другое дело, что, банк, возможно, проводит операции с вкладами, не имея на это юридических оснований. Но это уже не «скрытые» вклады.
В любом случае, полагаю, что ЦБ имеет в своем арсенале процедуры, которые позволят определить наличие «скрытых» вкладов в банке, что гораздо важнее признаков.
Насколько широким и эффективным инструментарием располагает ЦБ для выявления скрытых вкладов?
Полномочий для выявления скрытых вкладов у Центробанка достаточно. Регулярный мониторинг деятельности банка и отчетности, а также проверки направлены именно на то, чтобы обнаружить противоправные действия в деятельности кредитной организации, если таковые имеются. Вопрос в том, что более пристальное слежение за банками требует для ЦБ дополнительных затрат, однако если баков станет меньше, то регулировать их будет проще. Собственно говоря, к этому все и идет.
Как показывают последние события, в банковской сфере у регулятора нет большого инструментария для разоблачения непорядочных банкиров, которые не отражают деньги вкладчиков. Наличное движение средств отражается в 202 форме которая направляется в ЦБ, но и в ней могут не отражать операции, как и произошло в ряде банков. Сказать какие действия предпримет ЦБ и какие новые формы отчетности будет вводить достаточно сложно, но уже видно что идет активная работа, принят законопроект об уголовной ответственности за предоставление ложной фин.информации регулятору.