ПФР намерен решить проблему с неправомерными переводами граждан между пенсионными фондами, а также с ограничением правомерного перевода. С этой целью в фонде разослали по региональным отделениям письма с указаниями по отстранению курьеров от приема заявок по переводам пенсионных накоплений граждан.
В циркулярном письме уточняется процедура ограничения: отделения ПФР не должны принимать заявления, поданные курьерами, без доказательств того, что курьера отправил именно гражданин-застрахованное лицо. В Пенсионном фонде указывают, что декабрь – месяц активных переходов граждан, а посему проблемы с переводами в этот период наиболее ощутимы.
Между тем, эксперты, опрошенные «Ъ», полагают, что отсутствие степени ответственности и четких сроков исполнения в циркулярном письме ставит под вопрос исполнение требования ПФР.
Как Вы оцениваете ограничения ПФР? По Вашему мнению, насколько эффективна данная мера в противодействии неправомерным переводам граждан?
ПФР продолжает работать над снижением возможных случаев мошенничества с переводом пенсионных накоплений граждан и чистит каналы привлечения всеми доступными способами. К сожалению, ясно определить умышленное от непреднамеренного действия определить до сих пор сложно, поэтому ведется осторожная работа по решению проблемы. Попытка ограничения переводов путем закрытия целого канала (УЦ) уже показала, что проблема переместилась по другим направлениям, но окончательно не исчезла. Можно отметить, что ЦБ со своей стороны помогает навести порядок. Он выпустил письмо от 30 ноября по противодействию мисселингу (намеренному искажению информации, подаваемой при продаже продукта или услуги) по продаже финансовых услуг. Среди рекомендаций по обязательному одобрению скриптов по продажам в СРО (саморегулируемых организациях) по направлению есть упоминание и по ограничению работы с агентами, которые не имеют лицензию по продаже конкретной услуги, продукта. Вопросы ответственности пока также не прописаны, но теперь известно, что госорганы взялись за продавцов серьезно.
Если взять письмо об ограничении приема заявлений от курьеров, направленных не самим застрахованным лицом, то там также пока не прописана ответственность лиц, отвечающих за недостоверные сведения и документы, подаваемые в ПФР. Это позволяет собирать информацию и принимать решение по конкретному случаю отдельно, что снизит потери граждан от неправомерного перехода пенсионных накоплений, а также доходы НПФ, которые не успеют провести все заявления до конца года. К сожалению, переход ОПС на коммерческую основу привел в пенсионную отрасль большое количество агентов, которые работают по откровенно «мутным» схемам, где участвуют сотрудники фондов и не всегда сами граждане знают о переходах своей будущей пенсии. Развитие инфраструктуры рынка требует жертв и без этого периода не обойтись, но ПФР и ЦБ в этом направлении работают довольно тонко, что радует. Конечно, наиболее эффективным способом станет реальная посадка самых активных «продавцов» с последующим увольнением всех служащих из ПФР и НПФ, которые были причастны к вбросам непроверенной информации о переходах, но есть риск ошибки и увольнения людей по формальному признаку, поэтому переходить к жесткому варианту еще рано.