Депутаты ГД от фракции «Единая Россия» во главе с вице-спикером Ириной Яровой разработали законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», расширяющий опции пересылки документов Федеральной службой судебных приставов (ФССП) должникам. Теперь кроме традиционных почтовых уведомлений приставы смогут отправлять документы через портал госуслуг. Новая норма была одобрена в первом чтении Госдумой.
Авторы инициативы указывают на то, что законопроект направлен на защиту граждан, на то, чтобы они могли без очередей общаться с судебными приставами напрямую через личный кабинет на портале госуслуг. Нововведение позволит отслеживать ход работы приставов, подавать ходатайства и заявления.
Согласно проекту, документы можно будет получать через интернет, а также СМС. Но для этого необходимо письменное согласие гражданина.
Как Вы оцениваете нововведение? По Вашему мнению, улучшит ли онлайн-сервис на портале госуслуг взаимодействие судебных приставов с должниками?
Основная цель законопроекта в том, чтобы разрешить судебным приставам-исполнителям осуществлять взаимодействие со сторонами исполнительного производства, прежде всего взыскателем и должником, посредством современных средств связи, в частности смс, электронной почты и единого портала государственных и муниципальных услуг. В целом такой законопроект можно оценить положительно. При этом надо отметить, что в законопроекте, есть два существенных пробела, которые могут затруднить использование нововведений на практике.
Во-первых, право на взаимодействие с судебным приставом исполнителем через портал госуслуг предоставляется только лицам, участвующим в исполнительном производстве. Здесь, прежде всего, имеются в виду взыскатель и должник. Но, как известно, у взыскателя и должника могут быть представители, которые занимаются его делом. Согласно ст. 48 Закона об исполнительном производстве, представители не являются лицами участвующими в деле. В связи с этим возникает вопрос, имеют ли право представители взыскателя либо должника пользоваться сервисом госуслуг для осуществления взаимодействия с судебным приставом исполнителем по делам своих доверителей? В законопроекте четко указано, что такие права есть только у лиц, участвующих в деле. Отсутствие такой возможности для представителей ограничит возможности тех взыскателей и должников, которые ведут свои дела через представителей. Насколько мне известно, в настоящий момент такая возможность на портале госуслуг не реализована, что существенно осложняет получение информации именно представителями.
Во-вторых, в законопроекте указано, что должник должен дать свое согласие на получение уведомлений от судебного пристава-исполнителя через портал госуслуг. Согласно законопроекту уведомление должника возможно, в частности, посредством направления ему электронного документа через портал госуслуг. Все уведомления в исполнительном производстве имеют важное значение, так как с датой получения таких уведомлений, закон связывает наступление тех или иных прав и обязанностей. Например, согласно ст. 30 Закона Об исполнительном производстве, срок на добровольное исполнение постановления судебного пристава-исполнителя составляет 5 рабочих дней с момента получения постановления об исполнительном производстве. В случае неисполнения постановления судебного пристава-исполнителя в указанный срок, на должника будет возложена оплата исполнительского сбора в соответствии со ст. 112 Закона об исполнительном производстве. Направление документа в электронном виде может существенно сократить сроки получения должником такого уведомления и как следствие ускорит процесс взыскания. Но дело в том, что в исполнительном производстве уведомление должника о чем-либо может быть серьезной проблемой, так как многие должники не намерены добровольно что-либо исполнять и просто скрываются. При таких обстоятельствах, наивно полагать, что должник даст согласие судебному приставу-исполнителю на получение через портал госуслуг уведомлений, которые позволят быстрее взыскать с него долг.
Что же касается законопроекта в целом, то он должен облегчить взаимодействие взыскателей и добросовестных должников с судебными приставами-исполнителями, избавить от необходимости личного визита в службу судебных приставов, сэкономить время на отправку документов почтой, особенно когда служба судебных приставов находится в другом регионе.
Как Вы оцениваете нововведение? По Вашему мнению, улучшит ли онлайн-сервис на портале госуслуг взаимодействие судебных приставов с должниками?
First Line Software принимала участие в разработке Санкт-Петербургского портала госуслуг и мы не понаслышке понимаем важность предоставления услуг населению в электронном виде - это позволяет существенно облегчить жизнь населению, тем более речь идет о защите прав граждан, о взаимоотношениях с судебным делопроизводством. Другое дело в законодательной (юридической) реакции исполнительного производства на такой онлайн режим. Зачастую такая, например, долгая переписка с налоговыми органами все равно заканчивается личным визитом в налоговую службу. Тем не менее, моя точка зрения - такое нововведение своевременно и нужно.