За первые 6 месяцев 2018 года резерв по обязательному пенсионному страхованию в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) увеличился в 1.3 раза, достигнув 55 млрд рублей. С начала 2017 года средства в резервах увеличились в 2.2 раза. Об этом поведали «Ъ» представители финансовых групп и участники рынка НПФ.
В НПФ отмечают, что большая часть средств в резервах – деньги от потерь инвестиционного дохода граждан при досрочном переходе из одного фонда в другой. Размещая средства в РОПС, фонды получают дополнительный доход, согласно закону «О негосударственных пенсионных фондах». Этот документ также должен устанавливать правила размещения резервов; впрочем, в Счетной палате отмечают, что регулятор не установил правила, что повышает заинтересованность НПФ к деньгам от потерь инвестдохода граждан.
По данным статистики, за три года действия нормы о потере инвестдохода при досрочной смене страховщика россияне потеряли 100 млрд рублей.
По Вашему мнению, удастся ли НПФ в ближайшем будущем нарастить портфель РОПС способами, отличными от формирования дохода за счет потери инвестдохода «переходников»?
РОПС – это не единственный резерв, который использует ПФ в результате покрытия возможных убытков по обязательному пенсионному страхованию. Есть пенсионные резервы, страхование номинала от АСВ и конечный вариант – федеральный бюджет, поэтому формирование его за счет средств граждан, которые произвели досрочный переход из НПФ, будет продолжаться и в ближайшей перспективе. Отмечу, что момент перехода с потерями обсуждается в ЦБ и новые изменения будут приняты, даже этой осенью, но пока основной источник пополнения фонда – это прямые потери будущих пенсионеров из-за их бездумного отношения к своей пенсии (это основная причина, поскольку мошенники переводят доли процента из общего числа граждан). Есть и элемент определенного лукавства со стороны государства и НПФ, которые и продавили возможность переходов без потерь между ними раз в пять лет. Таким образом, сейчас граждане могут менять без потери инвестиционного дохода ежегодно только управляющие компании внутри ПФР, как единого страховщика, остальные переходы – «платные».
Конечно, такой подход к деньгам будущих пенсионеров имеет причину и он не состоит из жадности и глупости. Основная причина создания РОПС, как и формата формирования, надвигается на страну в виде демографического провала, который смогут ощутить уже все с 2022 по 2040 год (основной прогноз). Для выплаты по всем обязательствам требуются деньги, а «финансовой подушки» ПФ еще не накопили, поэтому они идут на любые меры, чтобы работать и далее. К сожалению, как всегда, за проблемы пенсионной системы и ее зачаточного состояния расплачивается население, но вариант с переносом платежей от людей (по несколько тысяч или десятков тысяч рублей) на бизнес (сотни миллионов и миллиарды рублей) приведет только к одному – не будет денег ни у тех, ни у других. Государство сможет справиться с ситуацией, но о достойной пенсии можно будет думать только после 2040 года, а до того времени будут только выплаты на уровне пособия по бедности.