Закон о постоянной части вознаграждения (management fee) НПФ вступил в силу в начале этого месяца, впрочем, воспользоваться им фонды все еще не могут. Главная причина – отсутствие нормативных актов и, самое основное, поправок в Налоговом кодексе. Министерство финансов и профильные саморегулируемые организации подготавливают изменения к Налоговому кодексу, но их утверждение, как и утверждение нужных нормативных актов, может затянуться до конца текущего года.
Поправки в закон о негосударственных пенсионных фондах вступили в силу 12 марта нынешнего года. С того момента фонды имеют право на постоянную часть вознаграждения, которая достигает 0,75% от средней цены на чистые активы фонда за год. Данные выплаты могут производиться не чаще 1 раза в месяц. Ранее у фонда существовала только переменная часть вознаграждения (success fee) – не больше 15% прибыли, полученной от инвестирования пенсионных накоплений фонда и выплачиваемая 1 раз в год по его результатам. Постоянная часть вознаграждения взимается из пенсионных накоплений, переменная часть – из инвестдохода.
Для того чтобы management fee заработала, необходимо внести поправки в страховые правила НПФ, так как они определяют величину вознаграждения фонда. В типовых страховых правилах, утвержденных властям, постоянная часть вознаграждения не берется во внимание, впрочем, это не критично.
Однако основной важной проблемой, без которой постоянная часть не может функционировать, является потребность внесения поправок в НК. В настоящее время для вычисления налога на доход пенсионных фондов НК не учитывает постоянную часть вознаграждения в качестве прибыли НПФ, а также разнообразных трат, выплачиваемых из собственных средств фондов, в частности вознаграждение УК и спецдепозитарию.
По Вашему мнению, чем грозит рынку НПФ невозможность воспользоваться постоянной частью вознаграждения?
НПФы с 2003 года (большая их часть) слишком углубились в работу с обязательным пенсионным страхованием и государственными пенсионными накоплениями, поэтому их зависимость от получения раз в году вознаграждения за ведение счетов граждан очень сильна. Поскольку управление деньгами ведется управляющими компаниями, то фонды зависят от выбранных ими УК (тем более, большая их часть принадлежит к тем же финансовым группам) и реальная доходность невелика. Выплата вознаграждения в зависимости от результатов управления ставит фонды в очень шаткое положение – выплаты идут раз в год, а денежные средства с 2022 года будут двигаться в массовом порядке из фондов уже каждый месяц. Скорейшее доведение изменений до конца даст фондам время на отладку движения финансовых потоков внутри структуры и позволит более гибко реагировать на дополнительные издержки и нагрузки, которые неизбежно возникнут при запуске индивидуального пенсионного капитала (ИПК) в следующем году и массовых выплатах накопительных пенсий с 2022 года. Конечно, вопрос вознаграждения стоит так остро из-за политики ЦБ (как мегарегулятора, который вводит изменения быстрее, чем были внедрены предыдущие), финансовых групп (им необходимо недорогое финансирование своих проектов, поскольку дешевое кредитование в стране – это светлое будущее, а не настоящее), а также демографических проблем (большая часть платежеспособного рынка поделена и новые будущие пенсионеры не могут заместить уходящих на пенсию работников), поэтому постоянный денежный поток в условиях недостроенной инфраструктуры пенсионной сферы является необходимостью для выживания НПФ. К сожалению, проблемы на пенсионном рынке будут преодолены через лет 5-7, не ранее, поэтому еще не один фонд уйдет «за грань» и не раз еще увидим изменения в тарифах, законах и подходе к ним даже в этом году.