Негосударственные пенсионные фонды пересмотрели политику защиты клиентской базы

20 марта 2018 г. Государство 3 1484 Иван Тихонов

По итогам 2017 года, согласно данным Пенсионного фонда РФ, было одобрено 4.9 млн заявок россиян на перевод пенсионных накоплений. Это в 1.3 раза меньше, нежели было одобрено в 2016 году. Впрочем, тогда и заявлений на смену НПФ либо УК было вдвое больше (12 млн заявлений в 2016 году против 6.3 млн в 2017 году).

По информации ПФР, 2.9 млн человек в прошлом году предпочли перевести накопления в НПФ, а чуть менее 2х млн граждан, наоборот, решили довериться государственному ведомству, пишет «Ъ». В то же время 530 тысяч россиян в 2017 году не смогли осуществить перевод из-за неправильного оформления документов или повторной подачи заявлений.

Улучшение показателей по одобрению аналитики связывают с двумя факторами. Во-первых, это отмена привлечения через удостоверяющие центры. Во-вторых, участники рынка пересмотрели политику защиты клиентской базы: агрессивную защиту сменила тактика добросовестной конкуренции.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Звенигородский Сергей (Директор по развитию агентской сети, АО «СОЛИД Менеджмент»)

По Вашему мнению, как будет складываться конъюнктура на рынке НПФ – в частности, по переходу клиентов – в 2018 году?

Прошлый год оказался сложным для НПФ и агентских сетей, поскольку около половины заявлений зависли в УЦ и кампания по привлечения оказалась скомканной. Для развития бизнеса НПФам придется вести в этом году более агрессивную политику. Им необходимо будет закрывать потери предыдущего года и готовиться к выполнению своих обязательств с 2022-го, поэтому конкуренция вырастет еще больше. Кроме того, выросли и ставки, не все фонды переживут этот год, некоторым придется менять полностью подход к наполнению своих бюджетов и объединяться с другими или уходить из рынка ОПС. Что касается клиентов, то их счета с каждым годом становятся все интереснее для бизнеса, даже без дополнительных взносов от работодателей. А следующий год ожидается, как время, когда переход можно будет осуществить без потери инвестиционного дохода и между фондами, а не как у управляющих компаний – ежегодно. Это связано с введением нового ИПК, теперь в пенсионной сфере будет индивидуальный пенсионный коэффициент и индивидуальный пенсионный капитал – не путать! Что касается индивидуального пенсионного капитала, то запуск новой надстройки добровольно-принудительного откладывания средств граждан на свои накопительные счета, в следующем году обнулит время, которое необходимо для фиксации доходов фондами (раз в пять лет с 01.01.2015 года), поэтому переходы в этом году позволят забрать в свое пользование все накопления клиентов. «Размораживание» удостоверяющих центров и активизация переходов с упоминанием о переходе без потерь позволят НПФам закрыть свои планы с большим перекрытием. Забавно, что всего 4,9 тысяч граждан разбирается в пенсионной системе и структуре накопления в формате обязательного пенсионного страхования, когда выбрали одну из управляющих компаний внутри ПФР самостоятельно. Этот год, из-за активных действий фондов позволит увеличить цифру граждан, которые решат разобраться с формированием пенсионных накоплений с наибольшей эффективностью, но цифра будет также невелика. Управляющие компании могут работать с накоплениями граждан через формат ПФР, тогда человек сам выбирает организацию, создающую ему доход, либо через НПФ, тогда человек доверяет выбор управляющей компании фонду. В любом случае, активного привлечения в УК не будет, только сам человек сознательно может их выбрать и перейти. А УК легче работать с НПФ, откуда поступают деньги от граждан, чем заниматься розничными клиентами от ПФР, но процент отказов в управляющих компаниях близок к статистической погрешности.

Ищенко Алексей (директор по маркетингу НПФ Большой)

По Вашему мнению, как будет складываться конъюнктура на рынке НПФ – в частности, по переходу клиентов – в 2018 году?

Действительно, блокировка оттока через дублирующие электронные заявлений с ЭЦП через УЦ стала невозможной. Это отразилось на сокращении отказов в переходе и в целом на переходах между фондами.

В 2018 году все зависит от новой дистанционной схемы – переходы через сайт госуслуг. Насколько она позволит фондам и агентам заменить собой ЭЦП в части легкого оформления переходов граждан.

Но в любом случае в госуслугах переход идет через кабинет гражданина. В отличие от ЭЦП, где все можно было сделать без него. Поэтому следует ожидать небольшой, но некритичный рост отказов в переходах.

Количество же заявлений на переход должно резко возрасти с открытием дистанционного канала через сайт госуслуг.

Якушев Евгений (Исполнительный директор НПФ «Сафмар»)

По Вашему мнению, как будет складываться конъюнктура на рынке НПФ – в частности, по переходу клиентов – в 2018 году?

«Если подводить итоги переходной кампании, то 2017-й - это худший год с точки зрения репутации негосударственных пенсионных фондов. Клиенты НПФ потеряли максимальные суммы с момента введения нового пенсионного законодательства. Мы считаем, что для того, чтобы не повторить такой ситуации в будущем, надо срочно принимать закон о переходах с механизмом обязательного информирования застрахованного лица о потере инвестиционного дохода, возможностью отказаться от заключенного договора ОПС в период охлаждения и возможностью обратиться с заявлением о переходе к текущему страховщику».

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также