Речь идет об информации, которая стала доступна аудиторам при оказании услуг по ведению учета, составлению отчетности, налоговому и управленческому консультированию, разработке бизнес-планов и так далее. Такие данные аудиторы будут хранить в течение определенного срока (предположительно 5 лет). Обращаться к ним налоговики будут в том случае, если проверяемая организация сама ранее не представила нужные документы.
Примечательно, что налоговикам не потребуется предупреждать компанию или получать ее согласие.
Идея законопроекта находится в тренде общей государственной политики по повышению прозрачности бизнеса для контролирующих органов. Для повышения прозрачности бизнеса реализуются различные меры, от общей политики "деофшоризации" бизнеса (поощрения вывода активов из иностранных юрисдикций) до расширения полномочий контролирующих органов по получению информации о деятельности граждан и организаций. Например, с 01 июля 2013 года банки обязаны представлять налоговым органам информацию и выписки по счетам физических лиц. Что касается норм законопроекта, вряд ли он окажет какое-либо существенное влияние на налоговое администрирование в России. Во-первых, налоговые органы вправе истребовать у аудиторов именно "полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности... документы (информацию)", что сразу же исключает возможность истребования собственно аудиторских заключений. Во-вторых, уважительной причиной для отказа в предоставлении запрошенных налоговым органом документов и информации является - отсутствие у аудитора таких документов и информации на момент получения запроса. Например в случае, когда по окончании аудиторской проверки все полученные от клиента документы и информация были ему возвращены. Тем более, что такую обязанность аудиторская организация вправе предусмотреть в договоре с клиентом. Поэтому, несмотря на то, что законопроект фактически ограничивает аудиторскую тайну, каких-либо существенных неблагоприятных последствий для налогоплательщиков он, на наш взгляд, не повлечет.