Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

26 февраля 2013 г. Спорт 5 5290
1 Изображение Федеральный закон принят в целях реализации в российском законодательстве положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, ратифицированной Российской Федерацией в 2008 году, и регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Федеральный закон принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года и одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года.

Федеральный закон принят в целях реализации в российском законодательстве положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, ратифицированной Российской Федерацией в 2008 году, и регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Федеральным законом установлены:

общие понятия и принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

запреты на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

ценовые, налоговые и организационные меры по сокращению спроса на табачные изделия и ограничению торговли ими;

запреты на рекламу и спонсорство табака;

меры медицинской помощи гражданам, направленные на лечение табачной зависимости;

меры государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и ответственности за нарушения требований Федерального закона.

Федеральным законом также признаны утратившими силу:

Федеральный закон «Об ограничении курения табака»;

Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона «Об ограничении курения табака»;

статья 50 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака»;

статья 2 Федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Кирпишева Виктория (PR-директор, клуб «Зал Ожидания»)

Сложно ответить однозначно. С одной стороны, курильщики, безусловно, будут чувствовать себя на площадке менее комфортно, когда у них не будет возможности курить. С другой, есть большое количество некурящих людей, которые просят ввести запрет на курение в зале, потому что им неприятно, что их одежда после посещения концерта пахнет табаком.

Если говорить о партнерстве между клубами, концертными площадками и табачными компаниями, то о них, видимо, придется забыть. Для кого-то это может стать серьезной проблемой, потому что есть организаторы, которые осуществляют свою основную деятельность в большей степени на спонсорские деньги.

Гавришин Иван (Associate, Law Firm Nektorov, Saveliev & Partners)

Законопроект предусматривает широкие ограничения продажи и потребления табачных изделий. Серьезное ограничение мест для курение, введение особых требований для мест реализации табачных изделий, запрет на производство и продажу имитирующих товаров, безусловно, будут способствовать снижению курения табака. В то же время, в итоговый текст законопроекта был внесен ряд изменений, которые во многом соответствуют интересам табачных компаний и значительно снижают эффективность указанного законопроекта.

Европейский опыт борьбы с табачными компаниями, показал, что наиболее действенный способ борьбы с курением, особенно среди несовершеннолетних, является увеличение цен на табачную продукцию. Изначальный текст законопроекта предусматривал возможность установления минимальных цен на табачную продукцию, при этом предполагалось закрепить ежегодное увеличение цен. В итоговом тексте законопроекта, принятом в третьем чтении, подход к регулированию минимальной цены был кардинальным образом изменен. Теперь минимальная розничная цена устанавливается в размере 75% от максимальной, которая, в свою очередь, устанавливается табачными компаниями самостоятельно. По сути, государство оставило себе только косвенные инструменты регулирования минимальной цены табачной продукции – акцизы. Таким образом, в итоговом тексте законопроекта установление минимальной розничной цены на табачные изделия во многом контролируется табачными компаниями, что является явным послаблением в регулировании по сравнению с первоначальным текстом.

Селютин Александр Викторович (адвокат, управляющий партнёр юридической группы "Селютин и партнёры", к.ю.н., доцент)

Антитабачный законопроект изначально подвергался критике и различным мнениям. Неоднозначное мнение содержалось как среди депутатов, так и среди правозащитников, по мнению которых баланс между правами курильщиков и некурящих должен быть соблюден. Табачным лоббистам удалось «избавить» законопроект от некоторых запретов, однако все они незначительны и на достижение цели законопроекта – ограничить некурящих от табачного дыма – не влияют. Например, законодатели отказались от запрета проведения благотворительных акций для табачных компаний. На общем фоне содержащихся в законопроекте запретов такие снисхождения для курильщиков и табачных компаний – незначительный минимум.

В законопроекте содержатся достаточно жесткие ограничения на курение и продажу табака: запрет на курение и продажу в госучреждениях, вузах, больницах, ресторанах, поездах и даже у метро. Места для курения останутся только в офисах. Однако следует отметить, что запреты начинают действовать не одновременно: часть уже с июня 2013 года, часть – с 2014 года, а некоторые из запретов и вовсе с 2017 года (например, норма об обеспечении учета производства табачной продукции, оптовой и розничной торговли табачными изделиями).
В настоящее время законодатель работает над штрафными санкциями в КоАП РФ за нарушение табачного закона. Однако до сих пор не определено, каким образом будет осуществляться контроль за исполнением закона.

Чесноков Игорь (Интегрум, директор по маркетингу)

Мониторинг социальных медиа с 11.02 по 17.02 выявил, что в сети преобладает однозначно негативное отношение к курению и, соответственно, позитивное – к новому антитабачному закону. Электронные петиции, призывающие отменить или смягчить закон, набирают существенно меньше подписей, чем петиции и опросы в поддержку закона. Суммарное количество высказываний за закон превышает суммарное количество высказываний против более чем в 3 раза, что подтверждает официальную информацию о поддержке закона 2/3 россиян.

Это связано с общей тенденцией вести здоровый образ жизни, а также со стереотипическим, многократно повторенным представлением, что курение – это плохо.

Было замечено, что новый антитабачный закон поддерживают люди, которые признают, что сами не бросят курить, но желают, чтобы это сделали другие.

Негативные отзывы направлены против идеи запрета как такового ввиду популярных в сети оппозиционных настроений, без попытки оспорить вред, который причиняет курение.

Обнаружено большое количество сообщений нейтрального характера: перепосты новостей о законе, и их количество сравнимо с негативными мнениями о законе. Однако под ними часто разворачивается оживленная дискуссия, так что можно признать: эта тема биполярна и целиком располагается в плоскости «негатив-позитив».

Вяльцев Степан (Руководитель проекта SmartBox eCRM)

Обсуждения «антитабачного закона» вызвали оживленную дискуссию в социальных медиа. Как и следовало ожидать, законопроект был воспринят интернет-общественностью прохладно. Индекс net sentiment, который отражает тональность отношения аудитории к объекту, до начала обсуждения законопроекта в Думе составлял порядка 0,4.

По традиции, наибольшее количество упоминаний с негативной окраской сосредоточено в Twitter и на Livejournal. Причина - высокая концентрация оппозиции, которые любое нововведение правительства встречает одинаково негативно.

Тем не менее, ВКонтакте подавляющее большинство пользователей поддержали инициативу: net sentiment по этой площадке превышает 0,8. Мы связываем это с тем, что в данной социальной сети большая доля активной аудитории 20-27 лет, которая посещает площадку с целью потребления легкого развлекательного контента, и кроме того, часто занимает активную жизненную позицию. Много среди них и молодых родителей, поэтому такая поддержка государственной инициативы по борьбе за здоровый образ жизни была встречена ими с воодушевлением.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также