Расширение среднего класса сдерживает слабо развитая экономика – эксперт

11 апреля 2017 г. Общество 2 1062 Гэу Андрей

Средний класс в России испытывает кризис: его расширение сдерживается отсутствием модернизационного развития экономики, а уровень накопления человеческого потенциала превосходит возможности его реализации. Такую идею высказывает замдиректора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Авраамова в докладе для Апрельской конференции Высшей школы экономики.

Сегодня к среднему классу относятся граждане, отвечающие трем критериям: профессиональному (руководители, специалисты с высшим образованием, предприниматели - люди, получающие отдачу на свой человеческий капитал), самооценке материального положения и самооценке социального статуса. Таких, по данным проведенного в 2016 году опроса, 18,5%: это ядро среднего класса.

Как отмечает эксперт, проблема статусной несовместимости, имевшая место в начале 1990-х, в самом начале становления среднего класса, так до сих пор и не преодолена: Барьером для расширения среднего класса становится структура экономики.

Из-за чрезмерного огосударствления экономики в России большая часть населения занята в бюджетной сфере, госструктурах или структурах, аффилированных с государством, то же самое происходит и со средним классом: его ядро формируют чиновники, силовики, а также финансисты.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Мошкин Игорь (Заместитель декана по науке факультета управления, доцент, Южный федеральный университет)

Очевидным является факт того, что средний класс является основной стабильности общества. Как правило, это люди, образованные, которые много работают и зарабатывают также достаточно много. Одна из проблем, что в складывающихся условиях, работать больше у среднего класса просто не получается. При достаточно высоком уровне производительности, его рост ограничен физиологическими факторами. Таким образом, в контексте снижения реальных доходов и ограниченности роста, средний класс очевидно потерял в своих рядах. Продолжится ли такая тенденция и далее, покажет время и экономическая ситуация.

Войтковский Сергей (Ректор, Московская школа антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина)

Взгляд с творческой стороны.
Четыре важнейших вопроса для формирования среднего класса в базовом направлении арт-индустрии:
1. Как достичь успеха в современном театре?
2. Большие деньги и слава в мире театрального искусства это миф или реальность?
3. Кем выгоднее всего работать в театре?
4. Перспективы развития театров в России.
Наши комментарии:
1. КАК достичь успеха? В современном театре успех приходит лишь к тем, кто понимает границы своей профессии (не важно какой: актер, режиссер, критик, сценограф, драматург, композитор, агент и т.д.), каторжно трудится, чтобы освоить все её элементы в полном объеме (комплексно и гармонично), а также исторический опыт предшественников, и всегда готов к новым открытиям и экспериментам (мозги к костям не присыхают!). Кроме того, для выстраивания своих карьерных перспектив он должен иметь широкие коммуникативно-информационные возможности персонального продвижения на разных площадках профессионального и общественного поля. А для этого необходимо уметь создать вокруг себя и для себя любимого "Опорный круг базового окружения" (ОКБО), поскольку важно, чтобы не артист о себе говорил, а люди! Поэтому большую роль в карьере играет юбочный телефон и благоприятная среда. Тогда складывается все благополучно и успех предопределен!
2. Большие деньги?!? Театр - не бизнес на полезных ископаемых, вооружении, алкоголе, проституции! Только эти четыре направления человеческой деятельности в современном мире приносят сверхприбыль. В свое время последний директор Императорских театров (1898 - 1917) В.А. Теляковский в своих записках писал: "Театр - не место, где извлекают прибыль! Однако это не значит, что он не может приносить доход". И это верно! Популярные и удачливые деятели мирового театрально-сценического искусства демонстрируют, что возможно и через театральное дело достигать приличных состояний, становясь долларовыми миллионерами. Это не миф, а обыденность! Но достигают этого состояния лишь те, кто встраивается в систему мировой арт-индустрии и становится со своим творчеством на мировой художественно-артистический конвейер!!! Понятно, что подобного достигают единицы, которые понимают "как"!
Сегодня в России условий для развития отечественной арт-индустрии и встраивания её в структуру мировой практики нет.
3. Кем лучше работать? Театр (сценическое искусство) - дело коллективное! Успех, если он приходит, то приходит ко всем участникам конкретной постановки, зрелища, спектакля и т.д. одновременно. Важно уметь грамотно распорядиться своим успехом. А вот это уже большая проблема для многих, поскольку "успех любит подготовленных"! В этой связи вопрос "кем" - не вопрос. Вопрос в другом, готовы ли вы к успеху и перспективам, которые он открывает? Если спектакль стал успешен, а ведущие исполнители не смогли распорядиться им грамотно, - потенциал успеха проходит мимо!!! С другой стороны, к примеру, если технический директор спектакля, постигшего успех, принимает сделанное после этого интересное предложение и делает на другом проекте блестящую карьеру, значит он был готов к этому успеху! И это вопрос к системе образования: кого готовим? Всё понятно? Поэтому вопрос не в том, кем работать. Кстати, наши предшественники считали театральное дело "службой", поскольку они служили в театрах или антрепризах искусству и Мельпомене, а не работали... Но наряду с этим, существует другой вопрос, как служить и чему служить! Предшественники служили художественному воспитанию поколения. И поколение отвечало благодарной любовью. Нынешние работают... Понятно? Меняйте тон и отношение! Каждая профессия в театрально-сценическом искусстве, арт-индустрии и индустрии арт-туризма имеет и свои возможности для успеха, в том числе и экономического, каждая имеет и свои границы.
4. Перспективы развития? В нынешних условиях мы не можем нарисовать радужных перспектив, поскольку за истекшие 25 лет новой истории России структурные и ментальные реформы, необходимые для успешного развития искусства вообще и театрального в частности не произошли. Ушло целое поколение, которое позже назовут "убитым". А клонирование "успеха" отдельных театральных имен новыми театральными именами (к примеру, успех Табакова клонируют Миронов и Безруков) не может служить базой для широкого развития театрального искусства в России. Для этого необходимо возвращение в деловой оборот художественной жизни страны предпринимательского (делового) сообщества в области искусства: антрепренеров, арт-менеджеров, импресарио, агентов, галерейщиков и т.д. Их нет, потому что ни законодательной, ни соответственно ресурсной базы в России для их перспективной деятельности нет. Кроме того, выше названные институциональные профессии рынка искусства, кроме общего определения агента как посредника, в списке профессий в Российской Федерации отсутствуют. А это профессии, которым обучают специально, и которые в мире искусства давно ожидаемы и крайне необходимы. Вдумайтесь:
- каждому таланту нужен свой персональный арт-менеджер, иначе рынок арт-индустрии не может с ним взаимодействовать;
- каждому творческому коллективу (труппе или группе) нужен антрепренер, поскольку речь идет о выстраивании деятельности коллектива на перспективу и создании базовых условий развития творчества.
В России, где количество государственных театров десятилетиями не меняется, эти люди и деятельность крайне важны. Обратите внимание: каждый год в России из творческих ВУЗов выходит от 75 до 110 тысяч человек с дипломами творческих профессий. Где они? Что делают? Чем занимаются??? Напомним, что "профессия - это то, за что платят деньги"! Не у каждого есть папы - нефтяные магнаты (Алсу) или мужья - руководители пресс-службы Мэра Москвы (Цой). С другой стороны, посмотрите как часто происходит обновление трупп государственных театров? Вот Вам и весь ответ. Значит государство тратит средства на подготовку людей, которые никогда в своей жизни к искусству больше не будут иметь отношение!!! Для нового творчества нужны новые площадки и реальные условия. Кроме того, нужно еще чтобы эти условия давали возможность заниматься творческим поиском и экспериментами. К примеру, театры не ставят современных пьес - их не пишут. А те, кто пишет - не могут поставить. Искусство Так развиваться не может!!!
Поэтому чтобы театральное искусство получило толчок к развитию, необходимо срочно создавать базовые законодательные и ресурсные условия для возрождения и поддержания частной инициативы в этом важнейшем виде человеческой деятельности. Государственные театры нигде и никогда этого не делали и сделать не могут. Государственные театры везде - выставочные площадки театрально-сценических достижений и их репродукции для выполнения общественных представительских и воспитательных функций. Всё!
В мире 98% всех театральных компаний - негосударственные. Но в мире не было таких социальных сдвигов, как в России в ХХ веке ("...до основанья, а затем..."). Поэтому чаще мы аплодируем успехам чужой арт-индустрии и чаще смотрим продукцию не Мосфильма.
Но!!! Для справки укажем, что в валовом продукте США 32% составляет интеллектуальная собственность, в которой значительная часть принадлежит исключительно конвейеру деятельности арт-индустрии США. Это понятно? Именно творческий средний класс США созидает основу доходов от интеллектуальной собственности.
Теперь для сравнения укажем, что в валовом национальном продукте России интеллектуальная собственность составляет 1%. Нужно что-либо еще объяснять? Если нужно, то укажем, что этот процент ответ на вопрос: почему отечественные артисты не пользуются успехом за рубежом? Ответ же очень прост: потому что они созданы исключительно для ручного управления и внутреннего пользования и к арт-индустрии отношения не имеют! Надеюсь, этого достаточно?
Кроме того, еще раз напомним, что структура собственности в России сегодня не позволяет формировать творческий средний класс и структуру отечественной арт-индустрии. Дело в том, что 1% населения страны обладает 70% её собственности. А доходы, извлекаемые из этого ресурса реализуются далеко за пределами России, перетекая в различные "проекты" за рубежом. Тогда как в свое время в Российской империи деньги из России не бежали!!! Поэтому были великие деятели и достойные имена, которые прославили Россию и её искусство на весь мир. Среди первых, кому и по сей день нет равных, был Сергей Иванович Зимин, чье имя носит наша Школа.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также