Средний класс в России испытывает кризис: его расширение сдерживается отсутствием модернизационного развития экономики, а уровень накопления человеческого потенциала превосходит возможности его реализации. Такую идею высказывает замдиректора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Авраамова в докладе для Апрельской конференции Высшей школы экономики.
Сегодня к среднему классу относятся граждане, отвечающие трем критериям: профессиональному (руководители, специалисты с высшим образованием, предприниматели - люди, получающие отдачу на свой человеческий капитал), самооценке материального положения и самооценке социального статуса. Таких, по данным проведенного в 2016 году опроса, 18,5%: это ядро среднего класса.
Как отмечает эксперт, проблема статусной несовместимости, имевшая место в начале 1990-х, в самом начале становления среднего класса, так до сих пор и не преодолена: Барьером для расширения среднего класса становится структура экономики.
Из-за чрезмерного огосударствления экономики в России большая часть населения занята в бюджетной сфере, госструктурах или структурах, аффилированных с государством, то же самое происходит и со средним классом: его ядро формируют чиновники, силовики, а также финансисты.
Очевидным является факт того, что средний класс является основной стабильности общества. Как правило, это люди, образованные, которые много работают и зарабатывают также достаточно много. Одна из проблем, что в складывающихся условиях, работать больше у среднего класса просто не получается. При достаточно высоком уровне производительности, его рост ограничен физиологическими факторами. Таким образом, в контексте снижения реальных доходов и ограниченности роста, средний класс очевидно потерял в своих рядах. Продолжится ли такая тенденция и далее, покажет время и экономическая ситуация.
Взгляд с творческой стороны.
Четыре важнейших вопроса для формирования среднего класса в базовом направлении арт-индустрии:
1. Как достичь успеха в современном театре?
2. Большие деньги и слава в мире театрального искусства это миф или реальность?
3. Кем выгоднее всего работать в театре?
4. Перспективы развития театров в России.
Наши комментарии:
1. КАК достичь успеха? В современном театре успех приходит лишь к тем, кто понимает границы своей профессии (не важно какой: актер, режиссер, критик, сценограф, драматург, композитор, агент и т.д.), каторжно трудится, чтобы освоить все её элементы в полном объеме (комплексно и гармонично), а также исторический опыт предшественников, и всегда готов к новым открытиям и экспериментам (мозги к костям не присыхают!). Кроме того, для выстраивания своих карьерных перспектив он должен иметь широкие коммуникативно-информационные возможности персонального продвижения на разных площадках профессионального и общественного поля. А для этого необходимо уметь создать вокруг себя и для себя любимого "Опорный круг базового окружения" (ОКБО), поскольку важно, чтобы не артист о себе говорил, а люди! Поэтому большую роль в карьере играет юбочный телефон и благоприятная среда. Тогда складывается все благополучно и успех предопределен!
2. Большие деньги?!? Театр - не бизнес на полезных ископаемых, вооружении, алкоголе, проституции! Только эти четыре направления человеческой деятельности в современном мире приносят сверхприбыль. В свое время последний директор Императорских театров (1898 - 1917) В.А. Теляковский в своих записках писал: "Театр - не место, где извлекают прибыль! Однако это не значит, что он не может приносить доход". И это верно! Популярные и удачливые деятели мирового театрально-сценического искусства демонстрируют, что возможно и через театральное дело достигать приличных состояний, становясь долларовыми миллионерами. Это не миф, а обыденность! Но достигают этого состояния лишь те, кто встраивается в систему мировой арт-индустрии и становится со своим творчеством на мировой художественно-артистический конвейер!!! Понятно, что подобного достигают единицы, которые понимают "как"!
Сегодня в России условий для развития отечественной арт-индустрии и встраивания её в структуру мировой практики нет.
3. Кем лучше работать? Театр (сценическое искусство) - дело коллективное! Успех, если он приходит, то приходит ко всем участникам конкретной постановки, зрелища, спектакля и т.д. одновременно. Важно уметь грамотно распорядиться своим успехом. А вот это уже большая проблема для многих, поскольку "успех любит подготовленных"! В этой связи вопрос "кем" - не вопрос. Вопрос в другом, готовы ли вы к успеху и перспективам, которые он открывает? Если спектакль стал успешен, а ведущие исполнители не смогли распорядиться им грамотно, - потенциал успеха проходит мимо!!! С другой стороны, к примеру, если технический директор спектакля, постигшего успех, принимает сделанное после этого интересное предложение и делает на другом проекте блестящую карьеру, значит он был готов к этому успеху! И это вопрос к системе образования: кого готовим? Всё понятно? Поэтому вопрос не в том, кем работать. Кстати, наши предшественники считали театральное дело "службой", поскольку они служили в театрах или антрепризах искусству и Мельпомене, а не работали... Но наряду с этим, существует другой вопрос, как служить и чему служить! Предшественники служили художественному воспитанию поколения. И поколение отвечало благодарной любовью. Нынешние работают... Понятно? Меняйте тон и отношение! Каждая профессия в театрально-сценическом искусстве, арт-индустрии и индустрии арт-туризма имеет и свои возможности для успеха, в том числе и экономического, каждая имеет и свои границы.
4. Перспективы развития? В нынешних условиях мы не можем нарисовать радужных перспектив, поскольку за истекшие 25 лет новой истории России структурные и ментальные реформы, необходимые для успешного развития искусства вообще и театрального в частности не произошли. Ушло целое поколение, которое позже назовут "убитым". А клонирование "успеха" отдельных театральных имен новыми театральными именами (к примеру, успех Табакова клонируют Миронов и Безруков) не может служить базой для широкого развития театрального искусства в России. Для этого необходимо возвращение в деловой оборот художественной жизни страны предпринимательского (делового) сообщества в области искусства: антрепренеров, арт-менеджеров, импресарио, агентов, галерейщиков и т.д. Их нет, потому что ни законодательной, ни соответственно ресурсной базы в России для их перспективной деятельности нет. Кроме того, выше названные институциональные профессии рынка искусства, кроме общего определения агента как посредника, в списке профессий в Российской Федерации отсутствуют. А это профессии, которым обучают специально, и которые в мире искусства давно ожидаемы и крайне необходимы. Вдумайтесь:
- каждому таланту нужен свой персональный арт-менеджер, иначе рынок арт-индустрии не может с ним взаимодействовать;
- каждому творческому коллективу (труппе или группе) нужен антрепренер, поскольку речь идет о выстраивании деятельности коллектива на перспективу и создании базовых условий развития творчества.
В России, где количество государственных театров десятилетиями не меняется, эти люди и деятельность крайне важны. Обратите внимание: каждый год в России из творческих ВУЗов выходит от 75 до 110 тысяч человек с дипломами творческих профессий. Где они? Что делают? Чем занимаются??? Напомним, что "профессия - это то, за что платят деньги"! Не у каждого есть папы - нефтяные магнаты (Алсу) или мужья - руководители пресс-службы Мэра Москвы (Цой). С другой стороны, посмотрите как часто происходит обновление трупп государственных театров? Вот Вам и весь ответ. Значит государство тратит средства на подготовку людей, которые никогда в своей жизни к искусству больше не будут иметь отношение!!! Для нового творчества нужны новые площадки и реальные условия. Кроме того, нужно еще чтобы эти условия давали возможность заниматься творческим поиском и экспериментами. К примеру, театры не ставят современных пьес - их не пишут. А те, кто пишет - не могут поставить. Искусство Так развиваться не может!!!
Поэтому чтобы театральное искусство получило толчок к развитию, необходимо срочно создавать базовые законодательные и ресурсные условия для возрождения и поддержания частной инициативы в этом важнейшем виде человеческой деятельности. Государственные театры нигде и никогда этого не делали и сделать не могут. Государственные театры везде - выставочные площадки театрально-сценических достижений и их репродукции для выполнения общественных представительских и воспитательных функций. Всё!
В мире 98% всех театральных компаний - негосударственные. Но в мире не было таких социальных сдвигов, как в России в ХХ веке ("...до основанья, а затем..."). Поэтому чаще мы аплодируем успехам чужой арт-индустрии и чаще смотрим продукцию не Мосфильма.
Но!!! Для справки укажем, что в валовом продукте США 32% составляет интеллектуальная собственность, в которой значительная часть принадлежит исключительно конвейеру деятельности арт-индустрии США. Это понятно? Именно творческий средний класс США созидает основу доходов от интеллектуальной собственности.
Теперь для сравнения укажем, что в валовом национальном продукте России интеллектуальная собственность составляет 1%. Нужно что-либо еще объяснять? Если нужно, то укажем, что этот процент ответ на вопрос: почему отечественные артисты не пользуются успехом за рубежом? Ответ же очень прост: потому что они созданы исключительно для ручного управления и внутреннего пользования и к арт-индустрии отношения не имеют! Надеюсь, этого достаточно?
Кроме того, еще раз напомним, что структура собственности в России сегодня не позволяет формировать творческий средний класс и структуру отечественной арт-индустрии. Дело в том, что 1% населения страны обладает 70% её собственности. А доходы, извлекаемые из этого ресурса реализуются далеко за пределами России, перетекая в различные "проекты" за рубежом. Тогда как в свое время в Российской империи деньги из России не бежали!!! Поэтому были великие деятели и достойные имена, которые прославили Россию и её искусство на весь мир. Среди первых, кому и по сей день нет равных, был Сергей Иванович Зимин, чье имя носит наша Школа.