Пресса много писала об авиакатастрофах, и пассажиры стали бояться летать. Предполагалось, что новый самолет приведет компанию к успеху, потому что это был тот вид транспорта, которого в тот момент требовали авиакомпании. Но если бы паника сохранялась, и авиакомпании перестали бы покупать новинку, будущее компании Boeing было бы под угрозой.
Так вполне можно описать нынешний кризис Boeing. Пара авиакатастроф самолетов 737 МАХ привела к тому, что 371 самолет данной модели, эксплуатирующийся во всем мире, остается на земле.
Но описанный выше кризис был намного хуже, чем проблемы Boeing 737 МАХ, и это произошло более 50 лет назад.
В течение четырех месяцев, в конце 1965 и начале 1966 годов, разбилось четыре новых самолета Boeing 727. Три авиакатастрофы произошли, когда самолеты пытались приземлиться в аэропортах США, причем две из них произошли в ноябре 1965 года с разрывом всего в три дня.
Уроки кризиса шестидесятых
Boeing, очевидно, успешно справился с кризисом середины 60-х годов. Так, какие уроки можно применить к текущей ситуации?
Во-первых, правильная подготовка пилотов, летающих на новых самолетах, имеет решающее значение.
Пилоты не были готовы летать на 727, и это привело к катастрофам.
Хотя точная причина аварий 737 МАХ до сих пор не установлена, есть свидетельства того, что пилоты не были готовы иметь дело с автоматической системой безопасности, предназначенной для предотвращения сваливания. Следователи подозревают, что именно система безопасности самолета заставила опустить носовые части 737 МАХ, что и привело к авиакатастрофам в Эфиопии и Индонезии.
Но аварии в 1965 и 1966 годах доказали, что пассажиры довольно быстро преодолеют страх перед самолетами, если Boeing сможет доказать, что летать на них абсолютно безопасно.
Беспокойство по поводу полетов на самолетах Boeing 737 MAX достигло апогея после крушения в Эфиопии. На туристическом сайте Kayak уже добавлена возможность отфильтровывать рейсы на самолетах 737 MAX. Решение Boeing потребовать прекращения полетов самолетов данного типа было принято частично именно «для того, чтобы заверить пассажиров в безопасности самолета».
Если история повторится, то нервозность по поводу 737 MAX скоро стихнет.
Те четыре аварии авиалайнеров 727 вызвали гораздо большую обеспокоенность у путешествующей публики. В то время авиакатастрофы были гораздо более частым явлением, и гораздо больше людей имели совершенно небольшой опыт авиаперелетов.
Но опасения по поводу Boeing 727 исчезли достаточно быстро, так что данная модель самолета стала крупным успехом для компании Boeing.
История катастроф Boeing 727
У модели самолета 727 были три реактивных двигателя в хвостовой части, это был первый коммерческий самолет с менее чем четырьмя двигателями. Это сделало его более экономичным, чем Boeing 707 с четырьмя двигателями, первый в отрасли коммерческий самолет. У модели 727 также были инновационные крылья, которые могли гораздо быстрее снижать скорость самолета, что позволило ему приземляться на более коротких взлетно-посадочных полосах. Это позволило самолету приземлиться в аэропортах, которые ранее обслуживались только пропеллерными самолетами, что стало ключевым моментом для увеличения объемов роста продаж.
Но пилоты за штурвалом четырех обреченных самолетов явно не были готовы к тому, как быстро самолеты снижается скорость лайнера с новым дизайном крыльев.
Один из самолетов, направлявшихся в аэропорт О'Хара в Чикаго, рухнул в озеро Мичиган за несколько миль от него.
«Заголовки в газетах называли самолет «смертельным 727». Было много призывов снять самолет с производства и запретить его полеты», - сказал Билл Уолдок, профессор Университета аэронавтики Эмбри-Риддла и руководитель лаборатории аварийных испытаний при университете. «Тогда уже появились турагенты, которые бронировали билеты на все рейсы, кроме тех, которые выполнялись самолетами 727 модели. Это могло полностью погубить самолет».
Федеральное управление гражданской авиации США поддерживает Boeing
Как и после случившегося на прошлой неделе, когда авиационные власти всего мира запретили полеты 737 MAX, в 1965 году Федеральное управление гражданской авиации США поддержало позицию компании Boeing. Ведомство выпустило заявление на следующий день после третьего фатального крушения авиалайнера 727, в котором говорилось, что оно не видит никакой связи между авариями. Управление отказалось выдавать запрет на полеты самолетов той модели.
В конце концов, Департамент гражданской авиации и Национальный совет по безопасности на транспорте, ставший преемником департамента, который был создан именно после аварий, очистили репутацию Boeing 727, и назвали причиной авиакатастроф ошибки пилотов.
«Расследование выявило, что вероятной причиной аварии стала неспособность капитана воздушного судна своевременно предпринять действия, необходимые для снижения скорости самолета при заходе на посадку», - заявили следователи, изучавшие аварию в Солт-Лейк-Сити.
Нужно лучше готовить пилотов
Пилоты не были должным образом подготовлены к тому, чтобы справиться с изменениями в системе управлении самолетом, по сравнению с коммерческими самолетами, которые предшествовали новой модели.
«Скорости снижения были намного, намного выше, чем те, к которым они привыкли», - сказал Шем Мальмквист, следователь по выявлению причин авиакатастроф и приглашенный профессор в Технологическом институте штата Флорида, который в данное время является капитаном авиалайнера Boeing 777, а ранее летал на модели 727. «Следователи были правы, что сам самолет был абсолютно безопасным. Просто никто не учел, что пилоты не были должным образом обучены на нем летать».
Но «Боинг» преодолел кризис, связанный с серией катастроф модели 727. Повышенная подготовка летного состава привела к более безопасной эксплуатации самолета, и подобные авиакатастрофы сразу же прекратились.
«Проблема заключалась в подготовке и опыте пилотов», - сказал Уолдок, который рассказывает об авариях самолетов Boeing 727 в рамках своих уроков по расследованию авиационных происшествий. «Программа обучения пилотов была значительно расширена после случившихся аварий».
На проблемных самолетах все равно будут летать
Boeing 727 стал самым продаваемым самолетом своего времени. В итоге был продан 1831 самолет, что почти вдвое больше, чем у конкурирующей модели DC-9.
Производитель DC-9, Douglas Aircraft, слился с McDonnell Aircraft всего пару лет спустя. В конце концов, Boeing купил объединенную компанию McDonnell Douglas в 1997 году.
Общественный интерес к разбившимся самолетам, как правило, недолговечен, заявляет историк и автор книг по истории авиакатастроф Брайан Баум.
Баум указывает на недавний запрет на полеты нового самолета компании Boeing – модели 787 Dreamliner в 2013 году на три месяца из-за проблем с зарядкой батареи.
«Пассажиры очень нервничали по поводу проблем с батареей нового 787 Dreamliner», - сказал Баум. «Но я не знаю никого, кого бы сегодня всерьез интересовала эта проблема».
Когда все сказано и сделано, потребители принимают решение исключительно на основе стоимости.
Мальмквист сказал: «Я не знаю, проблемы настолько серьезной, чтобы всерьез и надолго привлечь внимание общественности. Все, что действительно волнует пассажиров – это цена билета».
По материалам www.edition.cnn.com