Власти РФ внедряют новые правила, регулирующие функционирование мессенджеров и касающиеся, в частности, процесса удостоверения личности.
Известно, что с 01.01.2018 г. вступили в силу поправки к закону «Об информации», охватывающие данные правила, которые, однако, не выполнялись должным образом из-за отсутствия подзаконных актов. На данный момент Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление, опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации.
В публикации «Известий» говорится о постановлении правительства о правилах идентификации пользователей мессенджеров и уточняется, что отныне использовать аккаунт сервиса обмена мгновенными сообщениями сможет исключительно лицо, обозначенное как владелец указанного при регистрации номера телефона. Ответственность за идентификацию личности при этом несут администрация «организатора распространения информации» и оператор сотовой связи.
Разрабатываемая система предполагает передачу мессенджерами операторам мобильной связи кодов ID, присваиваемых пользователям, а также модификацию сотовыми компаниями своих баз данных и включение в них полей с указанием служб обмена мгновенными сообщениями, которыми пользуются клиенты.
По мнению главы «Роскомнадзора» Александра Жарова, такие меры упростят расследование преступлений сотрудниками правоохранительных органов, однако пока нет точных сведений о том, как новые правила будут применяться к иностранным мессенджерам, к Skype или Facebook Messenger, которые не выдвигают обязательного условия привязки телефонного номера.
Как Вы оцениваете правительственные правила проверки пользователей мессенджеров? По Вашему мнению, не нарушает ли идентификация принцип приватности общения в мессенджерах?
Данная инициатива Роскомнадзора является очередной попыткой государства призвать граждан отвечать за распространяемую ими информацию.
Не секрет, что мессенджеры сегодня – это не только источник, так называемых, фейковых новостей, но и инструмент коммуникации террористов.
У этой попытки государства есть две стороны медали. С одной стороны, подобная деанонимизация может привести к пугающему контролю за пользователями, с другой – кто ответит за судьбы детей, доведенных до самоубийства благодаря "группам смерти", призывы к насилию и реализованные из-за них массовые убийства, террористические акты, которые стали возможны благодаря анонимности в сети, и прочие инциденты.
Что касается "бесплатности" для операторов и разработчиков мессенджеров, то в этом есть большие сомнения. Как минимум потребуются дополнительные инструменты для автоматизации данного процесса. Если говорить о технической стороне вопроса, то методы обхода этой инициативы, скорее всего, будут найдены, что, как показала история с Телеграммом, в очередной раз поспособствует развитию уровня компьютерной грамотности среди населения.
Как Вы оцениваете правительственные правила проверки пользователей мессенджеров? По Вашему мнению, не нарушает ли идентификация принцип приватности общения в мессенджерах?
Эта инициатива — продолжение курса, заложенного ещё во вступивших в январе 2018 года поправках к закону об информации, после которых в законодательство были внесены нормы, определяющие понятие организатора обмена мгновенными сообщениями (мессенджера) и возлагающие на него обязанность обеспечивать передачу сообщений только идентифицированных пользователей. Эти меры направлены, прежде всего, на регулирование деятельности крупных мессенджеров. Однако владельцам таких сервисов и операторам связи предстоит решить множество вопросов для реализации закона. Прежде всего необходимо настроить взаимодействие по API с операторами и собрать согласие на передачу данных третьим лицам у клиентов. Также неясно, как будет распространяться действие закона на иностранцев и иностранные мессенджеры. Сам закон имеет отношение не к приватности общения как таковой, а к попытке построить сколько-нибудь последовательную систему идентификации пользователей мессенджеров, в качестве же такого "универсального идентификатора" Правительство использует номер телефона, то есть речь об идентификации пользователя.