"справочное пособие к снип. проектирование профессионально-технических, средних специальных учебных заведений и учебных комбинатов"

СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ К СНиП
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ,
СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
И УЧЕБНЫХ КОМБИНАТОВ
Рекомендовано к изданию Научно-техническим советом Института общественных зданий Минстроя России (бывший ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры).
Редактор Э.И. Федотова.
Разработано к СНиП 2.08.02-89. Общественные здания и сооружения. Рассмотрены функциональные особенности, основные принципы проектирования профессионально-технических училищ, техникумов, учебных комбинатов и комплексов учебных заведений, их участки, размещение учебных заведений в структуре города.
Для специалистов, занимающихся вопросами проектирования, строительства и эксплуатации профессионально-технических, средних специальных заведений.
Предисловие
Справочное пособие состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются профтехучилища и техникумы - учебные заведения, в которых во многом совпадают учебно-материальная база, архитектурно-планировочная структура зданий, технологическое оснащение помещений. Поэтому ряд положений раздела приводится единым для названных учебных заведений. Помимо этого, содержатся положения, отражающие специфические особенности профтехучилищ и техникумов.
Второй раздел предназначен для проектирования учебных заведений профессионального обучения рабочих на производстве - учебных комбинатов.
В третьем разделе даны требования к инженерному обеспечению зданий профтехучилищ, техникумов и учебных комбинатов.
Разработано ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры (кандидаты архит. С.Ф. Наумов, А.М. Гарнец, О.М. Рубанович, Л.И. Ившина, Е.Н. Зайченко; кандидаты техн. наук С.П. Соловьев, В.Г. Дубовой, А.А. Ищенко, С.М. Ройтбурд; архитекторы А.П. Николаев, С.А. Бурмистрова, О.П. Одинцова, Н.П. Малиночка, А.В. Анисимов, М.П. Мильто, С.В. Агаева, Н.Я. Великовская; инженеры В.С. Вольман, В.А. Белов, Г.Л. Якубович).
Раздел 1. Профессионально-технические
и средние специальные учебные заведения
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Профтехучилища рекомендуется проектировать исходя из расчетного количества учащихся не более 2000 чел., а техникумы - не более 2400 чел. <*>.
--------------------------------
<*> К профтехучилищам отнесены все виды профессионально-технических учебных заведений, подготавливающие квалифицированных рабочих: на базе неполной (8 - 9-летней) общеобразовательной средней школы со средним и без среднего образования - СПТУ, ПТУ, а также на базе полной средней школы - технические училища и технические лицеи (ТУ, ТЛ).
К техникумам отнесены все средние специальные учебные заведения - ССУЗ, в том числе педагогические, медицинские и другие специальные училища, дающие среднее образование и специальность.
Расчетная наполняемость учебной группы - 25 - 30 учащихся.
1.2. Принимаемое при проектировании расчетное количество учащихся должно учитывать условия строительства учебных заведений (в городе или в сельских населенных пунктах), а также их отраслевую принадлежность.
Для городских учебных заведений профилей машиностроения, металлообработки и черной металлургии, ведущих подготовку рабочих для крупных промышленных предприятий, расчетный контингент учащихся рекомендуется принимать: в профтехучилищах - не менее 18 учебных групп (450 - 540 учащихся), в техникумах - не менее 24 учебных групп (600 - 700 учащихся).
При проектировании профтехучилищ, подготавливающих кадры для строительства, транспорта, связи, сферы обслуживания населения, а также при проектировании средних специальных учебных заведений гуманитарного профиля (культуры, искусства, просвещения, здравоохранения и др.) целесообразно принимать типы зданий на 18, 24, 32 учебных групп, т.е. соответственно на 450, 600, 800 учащихся (наполняемость групп - 25 чел.) или 540, 720 и 900 учащихся (наполняемость групп - 30 чел.).
Профтехучилища, предназначенные для строительства в районах рассредоточенного расселения, в сельской местности (как правило, это училища сельскохозяйственного профиля) могут быть приняты минимальной вместимости - от 200 до 300 - 360 учащихся (8 - 12 учебных групп). Это позволяет создать в каждом сельском административном районе свое профтехучилище.
Оптимальное число учебных групп в техникумах сельскохозяйственного профиля - 24 - 32 (600 - 960 учащихся).
В городских условиях расчетное число учебных групп 8 - 12 (200 - 360 учащихся) может быть принято лишь для организации отделений и филиалов профтехучилищ, в которых могут функционировать соответствующие отделения по профессиям и срокам обучения (ПТУ, СПТУ, ТУ, ТЛ).
При конкретном определении вместимости профтехучилища и техникума, находящегося в отраслевом подчинении, количество мест в каждом учебном заведении устанавливается по дополнительной потребности в квалифицированных кадрах на основе балансового расчета потребности, источников ее обеспечения и перспективы использования трудовых ресурсов.
1.3. Для общего ориентировочного расчета учебной сети в населенных пунктах рекомендуется использовать показатели, указанные в СНиП 2.07.01-89. Расчет числа учебных мест уточняется и дифференцируется в зависимости от экономической структуры города (административного района), условий комплектования учебных заведений, тяготеющего населения прилегающих районов, а также от реальной возможности обеспечения учащихся общежитиями.
Рациональная организация сети учебных заведений обеспечивается как предварительным расчетом ее численности, так и равномерным размещением учебных заведений, их укрупнением и кооперированием, созданием опорных (базовых) учебных заведений - методических центров.
1.4. Строительство крупных по вместимости и кооперированных учебных заведений позволяет создать более полноценную, чем в мелких училищах и техникумах, учебно-материальную базу при экономном расходовании материальных ресурсов в расчете на одно учебное место. Это касается как единовременных затрат на строительство, так и последующей эксплуатации учебных зданий и помещений. За счет увеличения расчетной вместимости учебных заведений и их объединения улучшаются не только технико-экономические и функциональные показатели, но и архитектурно-градостроительные качества зданий, укрупняется масштаб застройки, обеспечивается целостность архитектурного решения разрозненных объектов образования молодежи и достигается эффективность использования земельных, в том числе городских территорий с ограниченными строительными участками.
1.5. Расчетное количество учащихся профтехучилищ и техникумов следует принимать по числу учащихся дневного отделения, а при совмещении в одном здании дневного, вечернего (сменного), заочного и других отделений - по наибольшему числу учащихся, занимающихся одновременно.
Для примерных расчетов рекомендуется учебный фонд дневных учебных заведений при наличии в них заочных отделений увеличивать на 10 - 20% (лаборатории для прохождения практики, кабинеты курсового и дипломного проектирования, дополнительные учебные кабинеты и аудитории).
Вечерние отделения, курсы повышения квалификации, как правило, используют учебный фонд дневных отделений. Однако, если занятия в дневном учебном заведении ведутся сменно, то для вечерних и других отделений требуются дополнительные помещения.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКАМ
2.1. Размещение профтехучилищ и техникумов в структуре города может быть различным. При отсутствии специальных ограничений санитарно-гигиенического характера учебные заведения могут размещаться практически в любой части города - при промышленном предприятии, в районах новой и сложившейся жилой застройки.
2.2. При выборе конкретного участка для строительства учебных заведений рекомендуется учитывать их профиль и вместимость. Так, например, в районах реконструкции городской застройки предпочтительны относительно небольшие по вместимости профтехучилища и техникумы - не более чем на 18 - 24 учебные группы, которые могут занимать ограниченные территории. Целесообразно строительство в плотной застройке учебных заведений сферы обслуживания, гуманитарного профиля. Указанные профтехучилища и техникумы не требуют больших площадей мастерских. Для них характерно небольшое "пятно застройки", что позволяет легко вписывать их в реконструируемые уплотненные районы и участки неправильной формы.
2.3. При размещении учебных заведений необходимо учитывать местонахождение базовых предприятий. Если представляется возможным использовать цеха базовых промпредприятий для производственного обучения (химическая, нефтеперерабатывающая, газовая, металлургическая промышленность и др.), то доступность базовых предприятий должна быть минимальной.
На новых селитебных территориях городов могут размещаться различные по вместимости и профилю учебные заведения. Но при этом крупные учебные заведения или комплексы, занимающие большие участки, уместно формировать на периферии жилых районов и приближать их к зеленым массивам. Это в первую очередь относится к профтехучилищам с выделенными блоками, предназначенными для культурно-спортивного обслуживания учащихся, а также населения прилегающего жилого района.
2.4. Учебные заведения сельскохозяйственного профиля рекомендуется строить преимущественно в сельской местности, что позволит приблизить их к предприятиям по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, а также предоставить им необходимые участки и опытные поля. Техникумы, а в ряде случаев и ПТУ сельскохозяйственного профиля, можно размещать автономно в пригородных зонах. Весьма перспективны совхозы-техникумы.
2.5. Размеры земельных участков профтехучилищ и техникумов в соответствии со СНиП 2.07.01-89 приведены в табл. 1.
Таблица 1
---------------------T-----------------------------------------------------
Учебные заведения ¦ Размеры земельных участков, га, при количестве
¦ учащихся
+--------T---------T---------T---------T------T-------
¦ до 300 ¦300 - 400¦400 - 600¦600 - ¦1000 -¦1500 -
¦ ¦ ¦ ¦ 1000¦ 1500¦ 2000
---------------------+--------+---------+---------+---------+------+-------
Для всех учебных ¦ 2 ¦ 2,4 ¦ 3,1 ¦ 3,7 ¦ 4,6 ¦ 5,8
заведений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Сельскохозяйственного¦ 2 - 3 ¦2,4 - 3,6¦3,1 - 4,2¦3,7 - 4,6¦ - ¦ -
профиля <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Размещаемые ¦ 1 - 2 ¦1,2 - 2,4¦1,5 - 3,1¦1,9 - 3,7¦ - ¦ -
в районах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
реконструкции <**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Гуманитарного ¦1,4 - 2 ¦1,7 - 2,4¦2,2 - 3,1¦2,6 - 3,7¦ - ¦ -
профиля <***> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------------------------------
<*> Допускается увеличивать, но не более чем на 50%.
<**> Допускается сокращать, но не более чем на 50%.
<***> Допускается сокращать, но не более чем на 30%.
Примечание. В указанные размеры участков не входят участки общежитий, полигонов, опытных полей и учебных полигонов.
2.6. На земельных участках учебных заведений следует предусматривать, как правило, следующие зоны: учебную, производственную, спортивную, хозяйственную, а при наличии общежитий для учащихся - жилую. В учебных заведениях сельскохозяйственного профиля, транспортных и т.п. для размещения зданий и сооружений по испытанию, ремонту и обслуживанию техники может предусматриваться выделенная зона учебного хозяйства (учхоз).
2.7. Общежития профтехучилищ и техникумов целесообразно размещать на едином участке с учебным заведением с целью организации непрерывного учебно-воспитательного процесса. При решении генплана участка желательно жилую зону приближать к учебной зоне и смежно с этими зонами располагать спортивную.
Во всех случаях рекомендуется учитывать возможность использования спортивных сооружений учебных заведений населением городских (жилых) районов или сельских населенных пунктов.
Примеры функционального зонирования участков учебных заведений приведены на рис. 1.

Рис. 1. Функциональное зонирование участков профтехучилищ
Зоны участка: А - учебная; Б - производственная;
В - спортивная; Г - хозяйственная; 1 - учебный корпус;
2 - учебно-производственный корпус; 3 - корпус
общественно-бытового назначения; 4 - учебный тир;
5 - учебный полигон; 6 - трансформаторная подстанция;
7 - гараж; 8 - открытые плоскостные спортивные
сооружения; 9 - котельная
2.8. Размер жилой зоны определяются в зависимости от количества учащихся, проживающих в общежитии. Для предварительных расчетов принимают среднюю потребность числа мест в общежитии - 30 - 50% контингента учащихся городских учебных заведений, а для сельских - 90 - 100%.
Размер жилой зоны для расчетного количества учащихся в соответствии с названным выше процентом максимальной обеспеченности учащихся общежитиями приведен в табл. 2.
Таблица 2
----------------------T-------------------------------------------
Размещение учебных ¦ Размер жилой зоны, га, при количестве
заведений ¦ учащихся в учебном заведении
+-------T--------T--------T--------T--------
¦до 400 ¦500 - ¦600 - ¦1000 - ¦1500 -
¦ ¦ 600¦ 1000¦ 1500¦ 2000
----------------------+-------+--------+--------+--------+--------
В городах ¦ 0,5 ¦ 0,8 ¦ 1 ¦ 1,4 ¦ 1,6
В сельской местности ¦ 0,8 ¦ 1,2 ¦ 1,5 ¦ 2,4 ¦ 3,3
В городах возможно строительство общежитий в пешеходной доступности от учебного заведения. В таких случаях необходимо предусматривать в жилой зоне площадки для спортивных игр и физической культуры.
2.9. Размеры функциональных зон участка - учебной, производственной и спортивной - показаны в табл. 3. Рекомендуемый состав спортивной зоны участка рассматривается в пп. 3.42 и 3.43.
Таблица 3
---------------------T--------------------------------------------
Зоны ¦Размеры функциональных зон участка <*>, га,
¦ при количестве учащихся
+------T-------T------T-------T------T-------
¦до 300¦300 - ¦400 - ¦600 - ¦1000 -¦1500 -
¦ ¦ 400¦ 600¦ 1000¦ 1500¦ 2000
---------------------+------+-------+------+-------+------+-------
Учебная ¦ 0,6 ¦ 0,7 ¦ 0,9 ¦ 1,1 ¦ 1,2 ¦ 1,6
Производственная ¦ 0,4 ¦ 0,4 ¦ 0,5 ¦ 0,6 ¦ 0,8 ¦ 0,9
Спортивная ¦ 1
'справочное пособие к снип. проектирование предприятий общественного питания'  »
Читайте также