С 9 января в Москве действует повышенный тариф на парковку. В январе специалисты ГК «АвтоСпецЦентр» провели опрос среди 274 своих клиентов, в ходе которого выяснили, что увеличение стоимости парковки не повлияет на востребованность автомобилей и лишь 5% автомобилистов рассматривают возможность замены личного автомобиля такси, каршерингом или общественным транспортом.
Рейтинг городов мира по загруженности улиц
Проблема с пробками актуальна не только в Москве, но и за рубежом. Столица России занимает в рейтинге самых загруженных городов мира 2 место: в среднем автовладельцы Москвы проводят в пробках 91 час в год, что составляет 26% всего времени за рулем. Лидер по количеству проводимого автомобилистами в пробках времени – Лос-Анжелес – 102 часа (29%). На третьем месте – Нью-Йорк, автомобилисты в этом городе за 2017 год простояли 90 часов. К наиболее загруженным городам России относятся Магнитогорск (73 часа), Канск (64 часа), Краснодар (57 часов), Санкт-Петербург (54 часа), Новосибирск (52 часа).
Статистика пробок в столице за 2013-2018 годы
Пробки в Москве начинаются с 6.00 – попасть в затор в это время можно на шоссе Энтузиастов или на Волгоградском проспекте. Обычно час пик длится с 6.00 до 10.00 утра – пробки, в первую очередь, образуются между Третьим транспортным кольцом и МКАД, в вечерний час пик с 17.00 до 20:00 загружен практически весь центр столицы в пределах Садового кольца. Самым свободным будним днем на дорогах признан понедельник, четверг считается днем с самыми серьезными пробками. За пять лет ситуация с загруженностью дорог в Москве ухудшилась – больше других районов столицы страдает центр: в пределах Садового кольца скорость движения упала с 2016 года на 16% утром и на 8% вечером. За три года эти показатели ухудшились на 24% и 7% соответственно. В 2018 и 2019 годах после новогодних праздников в столице были 10-бальные пробки – движение остановилось на МКАДе, Третьем транспортном и Садовом кольцах. Декабрь традиционно становится месяцем заторов в связи с предстоящими новогодними праздниками. Самым спокойным сезоном для движения является лето: июнь, июль, август. В этот период автомобилей меньше, как и в сентябре.
Что ожидать автомобилистам столицы в 2019 году
В 2019 году основные проблемы, приводящие к образованию пробок на дорогах столицы, –погодные условия и большое количество автомобилей – по-прежнему останутся актуальными. Принимаемые меры: внедрение систем наблюдения и реверсивных полос движения, выделенных полос для общественного транспорта, ограничение и запрет въезда в определенное время суток некоторых видов транспорта в центр города и расширение существующих автомобильных дорог – не способны устранить пробки в Москве. Повышение цен на парковку автомобилей в центре столицы частично решает вопрос загруженности таких улиц, как Тверская, Петровка, Арбат, Арбатский переулок, Новинский бульвар, Большая Никитская и улиц Басманного, Тверского, Хамовнического и Преснеского районов.
Специалисты ГК «АвтоСпецЦентр» провели опрос среди посетителей 12 дилерских центров компании, в котором приняли участие 274 человека, и выяснили их отношение к новым тарифам на парковку, а также их мнение о том, как повышение цены на парковку повлияет на загруженность дорог. Более половины респондентов не поддерживают инициативу властей о повышении цен на парковку, только 15% опрошенных считают, что владельцы личного транспорта в состоянии оплатить парковку, а 40% уверены, что повышенный тариф никак не повлияет на загруженность дорог.
Главное преимущество введения платных парковок – уменьшение загруженности дорог, что особенно актуально, учитывая постоянный рост количества автомобилей в столице. Увеличение стоимости парковки позволяет освободить 15-20% мест и повысить пропускную способность улиц. Рост цен на парковку на 1,9% улиц Москвы позволил увеличить количество парковочных мест на 17% и сократить среднюю продолжительность стоянки с 4 до 1,3 часа. С другой стороны повышенный в два раза тариф на парковку увеличивает затраты на эксплуатацию автомобиля, учитывая, что более 50% рабочих мест сосредоточены в центре Москвы люди вынуждены занимать парковочные места, приезжая на работу. Мерами пресечения образования дорожных заторов могут послужить расширение дорожной инфраструктуры, введение проезда по четным и нечетным дням, развитие общественного транспорта (при наличии достаточного выбора удобных маршрутов необходимость в передвижении на личном транспортном средстве отпадет); модернизация устройств светофорного регулирования транспортного потока.
Большинство респондентов, принявших участие в опросе ГК «АвтоСпецЦентр», не поддерживает инициативу повышения тарифов на парковку, так как это нововведение увеличит затраты на содержание и эксплуатацию личного авто, но при этом не поможет разгрузить дороги от пробок. Изменение тарифов на парковку значительно не отразится на спросе на автомобили, так как лишь 15% опрошенных считают, что на пользование собственным авто влияют цены на обслуживание автомобиля, парковку, страховку и налоги. Лишь 5% респондентов серьезно рассматривают возможность замены личного автомобиля такси, общественным транспортом или каршерингом. Вместе с тем, по результатам опроса, среди наиболее эффективных способов снижения автомобильного потока автомобилисты назвали установку камер, которые позволят получать и анализировать объективную информацию о ситуации на дорогах из нескольких источников, а также подавать сигналы об экстренном изменении интервала работы светофоров в случае форс-мажора, аварии и т.д.