Специальность 040400 стоматология. квалификация - врач-стоматолог (утв. минобразованием рф 10.03.2000)
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000
года
Согласовано
Заместитель
Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
9
марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
133 мед/сп
Вводится
с
момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
040400
"СТОМАТОЛОГИЯ"
КВАЛИФИКАЦИЯ -
ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ
1. Общая характеристика
специальности
040400 Стоматология
1.1.
Специальность утверждена Приказом
Министерства образования Российской
Федерации (Приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 N
180).
1.2. Квалификация выпускника - врач.
Нормативный срок освоения основной
образовательной программы подготовки по
специальности 040400 Стоматология при очной
форме обучения - пять лет, при очно-заочной
(вечерней) форме обучения - пять с половиной
лет.
1.3. Квалификационная
характеристика выпускника.
Объектом
профессиональной деятельности выпускников
является пациент.
Врач-стоматолог -
выпускник по специальности 040400
Стоматология имеет право проводить
лечебно-профилактическую деятельность
только под контролем сертифицированных
специалистов. Он имеет право занимать
врачебные должности, не связанные с
самостоятельным ведением больных.
Выпускник может заниматься
научно-исследовательской деятельностью по
теоретическим и фундаментальным
направлениям медицины.
Выпускник по
специальности 040400 Стоматология
подготовлен к выполнению следующих видов
профессиональной деятельности:
-
профилактической;
- диагностической;
- лечебной;
-
воспитательно-образовательной;
-
организационно-управленческой;
-
научно-исследовательской.
Врач -
выпускник по специальности 040400
Стоматология подготовлен к решению
следующих задач:
- проведение
профилактики заболеваний населения
(здоровых, больных, членов их семьи и
коллективов);
- диагностика заболеваний,
прежде всего ранних и типичных проявлений
болезни, а также малосимптомных и атипичных
их вариантов течения заболевания на основе
владения пропедевтическими и
лабораторно-инструментальными методами
исследования;
- диагностика и оказание
первой помощи при неотложных состояниях;
- лечение с использованием
терапевтических и хирургических методов в
стоматологии;
- прием родов;
-
экспертиза трудоспособности больных;
-
судебно-медицинская экспертиза;
-
гигиеническое воспитание больных и членов
их семей;
- организация труда в
медицинских учреждениях и ведение
медицинской документации;
- медицинская
помощь населению в экстремальных условиях
эпидемий, в очагах массового поражения;
- самостоятельная работа с информацией
(учебной, научной, нормативной справочной
литературой и другими источниками).
Врач-стоматолог должен уметь:
-
осуществлять индивидуальную и
популяционную профилактику болезней,
диспансеризацию здоровых и больных;
-
диагностировать и лечить больных при
оказании плановой и неотложной медицинской
помощи с заболеваниями и патологическими
состояниями, изучение которых
предусмотрено учебной программой и планами
обучения в медицинском вузе;
- вести
медицинскую документацию;
- проводить
судебно-медицинскую экспертизу;
-
оказывать медицинскую помощь в очагах
массового поражения населения;
-
организовать работу подчиненного ему
медицинского персонала в отделениях
учреждений здравоохранения с учетом
требований техники безопасности и в
соответствии с нормативными документами
службы здравоохранения;
- эффективно
вести работу по медицинскому просвещению
здоровых и больных.
1.4. Возможности
продолжения образования выпускника,
освоившего основную образовательную
программу высшего профессионального
образования по специальности 040400
Стоматология.
Выпускник подготовлен
для продолжения образования в интернатуре,
аспирантуре (на теоретических кафедрах) по
программам послевузовского
профессионального образования.
2.
Требования к уровню подготовки
абитуриента
2.1. Предшествующий уровень
образования абитуриента - среднее (полное)
общее образование.
2.2. Абитуриент должен
иметь документ государственного образца о
среднем (полном) общем образовании или
среднем профессиональном образовании, если
в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования или
высшего профессионального образования.
3.
Общие требования к основной
образовательной
программе подготовки
выпускника по специальности
040400
Стоматология
3.1. Основная
образовательная программа подготовки
врача-стоматолога разрабатывается на
основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в
себя учебный план, программы учебных
дисциплин, программы учебных и
производственных практик.
3.2.
Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной
программы подготовки врача, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения
определяются настоящим государственным
образовательным стандартом.
3.3.
Основная образовательная программа
подготовки врача-стоматолога состоит из
дисциплин федерального компонента,
дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных
дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору
студента в каждом цикле должны
содержательно дополнять дисциплины,
указанные в федеральном компоненте
цикла.
3.4. Основная образовательная
программа подготовки врача-стоматолога
должна предусматривать изучение студентом
следующих циклов дисциплин и итоговую
государственную аттестацию:
цикл ГСЭ -
гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - математические,
естественнонаучные и медико-биологические
дисциплины;
цикл ОПД - профессиональные
дисциплины;
цикл ДС - дисциплины
специальности;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального
компонента основной образовательной
программы подготовки врача должно
обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному
минимуму
содержания основной
образовательной программы
подготовки
врача по специальности
040400
Стоматология
----------T--------------------------------------------T---------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их
основные разделы¦Всего ¦
¦ ¦
¦часов ¦
¦ ¦
¦(общая ¦
¦ ¦
¦трудо- ¦
¦ ¦
¦емкость) ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ ¦Гуманитарные и
социально-экономические ¦1800 ¦
¦
¦дисциплины ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент:
¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык
¦340 ¦
¦ ¦Закрепление
программы средней школы, изуче- ¦ ¦
¦ ¦чение нового
лексико-грамматического матери-¦ ¦
¦ ¦ала, необходимого для чтения и
перевода ори-¦ ¦
¦ ¦гинальной
иноязычной литературы по специаль-¦
¦
¦ ¦ности. ¦
¦
¦ ¦Различные виды речевой
деятельности, чтение ¦ ¦
¦ ¦и
др., позволяющие использовать иностранный ¦
¦
¦ ¦язык как средство
профессионального общения ¦ ¦
¦
¦(письменного и устного). ¦
¦
¦ ¦Навыки обработки текстов по
специальности ¦ ¦
¦ ¦для
использования полученной информации в ¦
¦
¦ ¦профессиональных целях:
перевод, аннотирова-¦ ¦
¦ ¦ние,
реферирование (на родном и иностранном ¦
¦
¦ ¦языках). ¦
¦
¦ ¦Навыки устного общения
(аудирование, диало- ¦ ¦
¦
¦гическая и монологическая речь),
позволяющие¦ ¦
¦ ¦участвовать
в профессиональном общении с ¦ ¦
¦
¦иностранными коллегами в объеме тем,
указан-¦ ¦
¦ ¦ных в программе по
дисциплине "Иностранный ¦ ¦
¦
¦язык" для студентов медицинских и
фармацев- ¦ ¦
¦ ¦тических вузов
¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.02
¦Физическая культура ¦408
¦
¦ГСЭ.Ф.03 ¦История ¦
¦
¦ ¦История России как
неотъемлемая часть исто- ¦ ¦
¦
¦рии человечества. Основные закономерности
и ¦ ¦
¦ ¦особенности мировой
истории сквозь призму ¦ ¦
¦
¦национальной российской истории.
Воздействие¦ ¦
¦ ¦русской
истории на мировой процесс. Пред- ¦
¦
¦ ¦ставления об истории
человечества и ее ос- ¦ ¦
¦
¦новных этапах как важный фактор
формирования¦ ¦
¦ ¦ценностных
ориентаций и определения граждан-¦ ¦
¦ ¦ской позиции современного
человека. Проблемы¦ ¦
¦
¦методологии истории; соотношение
политичес- ¦ ¦
¦ ¦ких,
экономических, духовных факторов в ис- ¦
¦
¦ ¦тории; роль религии и
религиозных представ- ¦ ¦
¦
¦лений. Критерии познания истории; типы и
¦ ¦
¦ ¦формы цивилизаций. Новые
подходы к проблеме ¦ ¦
¦
¦"человек в истории"; история повседневной
¦ ¦
¦ ¦жизни, образ жизни и
нравы; политические ли-¦ ¦
¦
¦деры, полководцы и реформаторы в истории.
¦ ¦
¦ ¦Социальная история,
взаимодействие революций¦ ¦
¦
¦и реформ. Место и роль России, российской
¦ ¦
¦ ¦цивилизации и культуры в
истории человечест-¦ ¦
¦ ¦ва.
Характерные черты европейской и восточ- ¦
¦
¦ ¦ной цивилизаций. Основные
этапы мировой ис- ¦ ¦
¦ ¦тории.
Древний мир: роль античного наследия ¦
¦
¦ ¦для европейской культуры;
вклад восточных ¦ ¦
¦
¦цивилизаций (Китая, Индии, арабского
Востока¦ ¦
¦ ¦и др.); Россия и
кочевнический мир. Средние ¦ ¦
¦
¦века: формирование национальных
государств; ¦ ¦
¦ ¦авторитарная
власть и появление сословного ¦ ¦
¦
¦представительства; гуманизм и
реформация; ¦ ¦
¦ ¦роль
христианства в европейской цивилизации;¦
¦
¦ ¦формирование православия в
России. Новая ис-¦ ¦
¦ ¦тория:
история географических открытий, рас-¦
¦
¦ ¦ширивших границы мира;
промышленная револю- ¦ ¦
¦ ¦ция
и ее последствия; XVIII век - век про- ¦
¦
¦ ¦свещения и гуманизма; Россия
открывает окно ¦ ¦
¦ ¦в Европу;
российские реформы и реформаторы в¦
¦
¦ ¦XIX веке; вклад русской культуры
в мировую ¦ ¦
¦ ¦культуру.
Новейшая история (XX век): роль XX¦ ¦
¦
¦столетия в мировой истории;
глобализация об-¦ ¦
¦
¦щественных процессов; проблема
экономическо-¦ ¦
¦ ¦го роста и
модернизация; социальная транс- ¦ ¦
¦ ¦формация общества; столкновение
интернацио- ¦ ¦
¦ ¦нализма и
национализма, интеграции и сепара-¦
¦
¦ ¦тизма, демократии и
авторитаризма. Мировые и¦ ¦
¦
¦локальные войны; роль Советского Союза в
по-¦ ¦
¦ ¦беде над фашизмом;
история холодной войны. ¦ ¦
¦
¦Научно-техническая революция и ее влияние
на¦ ¦
¦ ¦ход общественного
развития; интеграция науки¦ ¦
¦
¦и образования. Российский фактор в полити-
¦ ¦
¦ ¦ческой, социальной и
духовной истории XX ¦ ¦
¦
¦столетия. Геополитические изменения в
мире ¦ ¦
¦ ¦на рубеже 1980 - 90-х
годов ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.04
¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного
культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического
знания. Культурология и философия ¦
¦
¦ ¦культуры, социология культуры,
культурная ¦ ¦
¦
¦антропология. Культурология и история
куль- ¦ ¦
¦ ¦туры. Теоретическая
и прикладная культуроло-¦ ¦
¦
¦гия. Методы культурологических
исследований.¦ ¦
¦ ¦Основные
понятия культурологии: культура, ¦
¦
¦ ¦цивилизация, морфология
культуры, функции ¦ ¦
¦
¦культуры, субъект культуры, культурогенез,
¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык
и символы культуры, ¦ ¦
¦
¦культурные коды, межкультурные
коммуникации,¦ ¦
¦ ¦культурные
ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦
¦традиции, культурная картина мира,
социаль- ¦ ¦
¦ ¦ные институты
культуры, культурная самоиден-¦ ¦
¦
¦тичность, культурная модернизация.
¦ ¦
¦ ¦Типология культур.
Этническая и националь- ¦ ¦
¦
¦ная, элитарная и массовая культуры. Восточ-
¦ ¦
¦ ¦ные и западные типы
культур. Специфические и¦ ¦
¦
¦"серединные" культуры. Локальные культуры.
¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в
мировой культуре. Тен-¦ ¦
¦
¦денции культурной универсализации в
мировом ¦ ¦
¦ ¦современном
процессе. Культура и природа. ¦ ¦
¦
¦Культура и общество. Культура и
глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы
современности. Культура и личность.¦
¦
¦ ¦Инкультурация и социализация
¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология
¦ ¦
¦ ¦Объект,
предмет и метод политической науки. ¦
¦
¦ ¦Функции политологии.
Политическая жизнь и ¦