Информационное письмо управления мнс рф по г. москве от 21.07.2004 n 23-01/3/48251 об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога и порядке действий налоговых органов в случае несогласия налогоплательщика с суммой предъявленного налога


УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 21 июля 2004 г. N 23-01/3/48251
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО
НАЛОГА И ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В СЛУЧАЕ
НЕСОГЛАСИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА С СУММОЙ ПРЕДЪЯВЛЕННОГО НАЛОГА
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве в связи с многочисленными запросами налоговых органов и налогоплательщиков разъясняет следующее.
1. Какие документы необходимы для пересчета транспортного налога и каков порядок действий налоговых органов, если транспортное средство снято с учета в течение налогового периода?
В соответствии со статьей 357 главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками транспортного налога (далее - налог) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Статьей 362 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Таким образом, документами, являющимися основанием для пересчета транспортного налога в связи со снятием с учета транспортного средства, являются сведения, представленные органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Вместе с тем в случае обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о пересчете налога в связи со снятием с учета транспортного средства сотрудникам ИМНС следует руководствоваться порядком, изложенным в пункте 4 письма Управления МНС России по г. Москве от 12.02.2004 N 23-01/3/8450 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога". При этом запрос в территориальное подразделение Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы направляется только в случае, если в течение 2 месяцев начиная с месяца снятия с учета транспортного средства от Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы централизованно не поступили сведения, подтверждающие факт снятия с учета транспортного средства.
2. В качестве подтверждения сведений об угоне транспортного средства налогоплательщиком представлена ксерокопия справки об угоне. Является ли ксерокопия справки об угоне основанием для пересчета транспортного налога?
Нет, основанием для пересчета транспортного налога является только подлинник справки об угоне, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.
Если у сотрудников ИМНС возникают сомнения в подлинности справки об угоне (например, в случае отсутствия подтверждения факта угона в сведениях, представленных регистрирующими органами), то в этом случае ИМНС направляет запрос в орган МВД России, выдавший документ об угоне, с просьбой подтвердить факт угона транспортного средства.
3. О порядке действий налоговых органов в случае представления налогоплательщиком документов, подтверждающих выбраковку (утилизацию) транспортного средства.
Кодексом прекращение взимания транспортного налога предусмотрено только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах, иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
В соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила регистрации), одним из оснований снятия с регистрационного учета транспортных средств является их утилизация. При этом пунктом 92 Правил регистрации предусмотрено, что в реестре регистрации транспортных средств, карточке учета транспортного средства, паспорте транспортного средства, а также в свидетельстве о регистрации транспортного средства, выданном в случаях, предусмотренных пунктом 91 Правил регистрации, делается отметка о снятии транспортного средства с регистрационного учета с указанием конкретного основания (утилизация транспортного средства).
Таким образом, взимание транспортного налога в случае утилизации (выбраковки) транспортного средства прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета.
Порядок действий налоговых органов аналогичен порядку, изложенному в пункте 1 настоящего письма.
4. В налоговом уведомлении неверно указан код бюджетной классификации, из-за чего налогоплательщиком несвоевременно уплачен налог. Платятся ли в этом случае пени?
В случае обращения налогоплательщика с заявлением о том, что в налоговом уведомлении неверно указан код бюджетной классификации, ИМНС следует руководствоваться порядком, изложенным в пункте 4 письма Управления МНС России по г. Москве от 12.02.2004 N 23-01/3/8450 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога". Пени в этом случае не начисляются.
5. Автомобиль сгорел в 2002 году (есть подтверждающие документы), а снят с учета в 2003 году. Надо ли в этом случае платить налог за 2003 год?
В соответствии со статьей 357 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Статьей 362 Кодекса установлено, что в случае снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Таким образом, Кодексом прекращение взимания транспортного налога предусмотрено только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах, иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено. Следовательно, взимание транспортного налога в случае утраты транспортного средства в результате пожара (аварии и т.д.) прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета.
6. Можно ли рассчитать налог на основе документов, представленных налогоплательщиком?
Статьей 362 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Таким образом, документами, являющимися основанием для расчета транспортного налога, являются сведения, представленные органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Вместе с тем в случае добровольного представления налогоплательщиком данных на зарегистрированное на него транспортное средство (при отсутствии сведений регистрирующих органов) сотрудником ИМНС составляется акт проверки представленных налогоплательщиком документов. В акте указываются все данные на налогоплательщика и зарегистрированное на него транспортное средство, предусмотренные приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 и необходимые для постановки физического лица на налоговый учет и исчисления транспортного налога. Акт подписывается должностным лицом ИМНС и налогоплательщиком и направляется в Управление МНС России по г. Москве (отдел учета и информирования налогоплательщиков) для выверки с базами данных регистрирующих органов.
7. Каков порядок действий ИМНС в случае, если машина передана по доверенности в 1993 году, а владелец умер в 1996 году?
В соответствии со статьей 357 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
В исключение указанного порядка плательщиками налога также признаются физические лица, получившие транспортное средство по доверенности до 29 июля 2002 года (дата опубликования главы 28 Кодекса).
При этом следует помнить, что в соответствии со статьей 186 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) срок действия доверенности не может превышать трех лет. Следовательно, по истечении трех лет с момента выдачи доверенности плательщиками налога будут являться физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 188 ГК РФ прекращается действие доверенности в случае смерти гражданина, выдавшего доверенность, а также признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
В этом случае сотрудникам ИМНС следует руководствоваться порядком, изложенным в пункте 3 письма Управления МНС России по г. Москве от 12.02.2004 N 23-01/3/8450 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога".
8. Каков порядок действий ИМНС, если физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, считается пропавшим без вести, по факту пропажи возбуждено уголовное дело?
В соответствии со статьей 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Статьей 43 ГК РФ установлено, что имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (п. 1 ст. 34 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 51 Кодекса установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано без начисления процентов уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства (в лице органа местного самоуправления) управлять имуществом безвестно отсутствующего.
9. Каков порядок действий ИМНС в случае обращения физических лиц, заявляющих, что они не имели и не имеют в собственности транспортных средств, владельцами которых они являются по данным регистрирующих органов?
В случае поступления в налоговый орган заявления, в котором говорится об отказе физического лица от уплаты транспортного налога в связи с отсутствием у него транспортного средства, сотрудник ИМНС, ответственный за работу с транспортным налогом, обязан:
1. Принять заявление физического лица об отсутствии зарегистрированного на него транспортного средства.
2. Подготовить запрос в территориальное подразделение ГИБДД ГУВД г. Москвы с просьбой подтвердить факт регистрации транспортного средства на это физическое лицо.
При поступлении из территориального подразделения ГИБДД ГУВД г. Москвы подтверждения, что данное транспортное средство действительно зарегистрировано на физическое лицо, обратившееся в ИМНС с заявлением об отсутствии у него транспортного средства, сотрудник ИМНС направляет копии заявления налогоплательщика и подтверждение территориального подразделения ГИБДД ГУВД г. Москвы о факте регистрации на него транспортного средства в Управление МНС России по г. Москве.
Если территориальным подразделением ГИБДД ГУВД г. Москвы факт регистрации транспортного средства на данное физическое лицо не подтверждается, ИМНС производит сложение транспортного налога и направляет полученные материалы в Управление МНС России по г. Москве.
Управлением МНС России по г. Москве все материалы направляются в Управление ГИБДД ГУВД г. Москвы для проверки факта совершения регистрационных действий либо внесения изменений в централизованную базу данных по транспортным средствам и лицам, на которых они зарегистрированы.
10. Каков порядок действий ИМНС в связи с признанием регистрации транспортного средства недействительной?
В соответствии с пунктом 55 Правил регистрации при установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе в результате проверки, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, проведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.
Пунктом 75 Правил регистрации предусмотрено, что при установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, произведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и транспортные средства подлежат снятию с регистрационного учета в связи с аннулированием регистрации. Регистрационный документ, паспорт транспортного средства и регистрационные знаки в случае их отсутствия в материалах проверок сдаются в регистрационное подразделение, хранятся и уничтожаются в установленном порядке, а при их утрате признаются недействительными и подлежат учету в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
Учитывая, что в соответствии со статьей 357 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, в случае признания регистрации транспортного средства недействительной ИМНС производит сложение суммы начисленного транспортного налога.
11. Начисляется ли

Законодательство Москвы »
Читайте также