Султан Хамзаев, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» и член Общественной палаты, намерен обратиться в Минздрав и Роспотребнадзор с предложением показывать антирекламу фастфуда (англ. fast food – уличная еда, еда быстрого приготовления), а также сладких газированных напитков.
По мнению активиста, социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни путем здорового питания, должна получить распространение на федеральных телеканалах, на уличных стендах и в интернет пространстве.
Хамзаев рассказал «Известиям», что федеральные каналы мало занимаются пропагандой здорового образа жизни. Он уверен, что для того, чтобы антиреклама фастфуда сработала, необходимо сделать ее на совесть с применением современной инфографики. Он подчеркнул, что в РФ много рекламы, направленно на борьбу с курением и алкоголизмом, но вот рекламы, направленной на борьбу с лишним весом, нет.
В профильном комитете ГД поддерживают инициативу Хамзаева. Олег Куликов, зампред комитета Госдумы по охране здоровья, считает, что показывать антирекламу фастфуда необходимо.
В свою очередь, в Роспотребнадзоре заявляют, что постоянно проводят мониторинг безопасности питания, а также разрабатывают рекомендации для меню в детских лагерях и образовательных учреждениях.
По Вашему мнению, поможет ли антиреклама уменьшить потребление фастфуда россиянами? Часто ли россияне обращаются к психологу с вопросами о том, как можно избавиться от зависимости употреблять вредную пищу?
Из моей практики, клиенты чаще обращаются с вопросами "заедания" душевных проблем и хотели бы оставить эту вредную привычку, решив лежащие за этим проблемы психологические. Какая еда используется для подобных целей чаще всего - из фастфуд точек, магазинная быстрого приготовления или домашняя - я не уточняла. В первую очередь, это такая еда, которая кажется человеку очень вкусной. Часто эта еда может не подходить - вызывать аллергические реакции. Субъективные предпочтения в сфере еды формируются начиная с детства, но могут меняться по мере жизни. Рецепторы с возрастом становятся более чувствительны к вкусовым добавкам, поэтому интерес к концентрированной еде наиболее распространенных брендов фастфуда часто угасает естественным образом, и люди начинают предпочитать еду домашнюю или кафе. Кроме того, точки быстрого питания могут терять свой почетный статус в глазах потребителя, люди начинают идентифицировать себя с любимыми кафе и стремятся приглашать туда своих друзей. Кафе, бары или рестораны также становятся символами платежеспособности для некоторых слоев населения.
Распространенность точек фастфуда среди взрослого населения может быть связана не столько с психологией зависимого поведения, сколько с необходимостью уделить процессу еды как можно меньше времени и денег. Я не эксперт по влиянию рекламы на граждан, но полагаю, что важное условие эффективности рекламы - наличие альтернативы. В некоторых офисах столовых нет или их ассортимент очень однообразен, при этом зарплаты сотрудников не предполагают возможность питания в других местах, например, кафе. Поэтому было бы ценным стимулирование руководства создавать сотрудникам благоприятные условия для питания на месте работы - ремонт, улучшение вкусовых качеств блюд и другие средства, которые использует хорека для привлечения своих клиентов.