Уголовное наказание для граждан, впервые совершивших преступление небольшой тяжести, должно быть упразднено, в случае если за него не предусмотрено наказание в форме лишения свободы. С таким предложением выступают в Верховном суде РФ. Для реализации новеллы в ВС считают целесообразным ввести в УК понятие «уголовный проступок». Поправки планируется внести как в Уголовный, так и в Уголовно-процессуальный кодексы.
Согласно предложениям ВС, уголовный проступок должен наказываться либо исправительными работами, либо штрафом. Более того, в биографии оступившегося гражданина не появится графа о судимости, а значит – он сможет избежать проблем при трудоустройстве, подаче заявления на получение кредита и т.д. Таким образом, по словам юридического сообщества, Верховный суд взял курс на гуманизацию уголовного законодательства.
К уголовному проступку в суде предлагают отнести следующие правонарушения: клевета, незаконное проникновение в жилище, нанесение легкого вреда здоровью человека (умышленное), нарушение тайны голосования, разглашение тайны усыновления, а также воспрепятствование осуществлению гражданами избирательных прав, пишут «Известия». Судимости гражданам за такие проступки избежать удастся, а вот от возмещения вреда потерпевшим их никто не освободит.
Как Вы оцениваете предложение ВС о гуманизации уголовного законодательства? По Вашему мнению, какие преступления можно отнести к «уголовным проступкам», а какие – нет?
- В настоящее время в УК РФ предусмотрено четыре категории преступлений. Это преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Они выделяются законодателем в зависимости от степени и характера общественной опасности. Категория преступления устанавливается по самому строгому наказанию и по максимальному его сроку или размеру, из числа предусмотренных в санкции статьи Особенной части. Есть деяния, за совершение которых вообще не предусмотрено наказание в виде лишения свободы (около 80 составов). Это может означать только одно, законодатель считает, что общественная опасность таких деяний минимальна в сравнении с другими преступлениями.
Государство, определяя общественную опасность того или иного деяния, должно стремиться к градации ответственности за него. Это необходимо для индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Поэтому вносимые изменения в УК РФ можно только приветствовать.
Введение института "уголовных проступков" повлечет за собой не только реформирование УК РФ и УПКРФ, но и системы уголовно-исполнительной юстиции и судоустройства. Так, представляется целесообразным отнесение таких категорий дел к подсудности мировых судей.
Что касается судимости, то этот вопрос в рассматриваемом законопроекте вообще не поднимается. В ст. 86 УК РФ («Судимость») изменения вносить не планируется.
Как Вы оцениваете предложение ВС о гуманизации уголовного законодательства? По Вашему мнению, какие преступления можно отнести к «уголовным проступкам», а какие – нет?
Действующая правовая система России уже включает две большие группы наказуемых деяний. Это преступления, предусмотренные УК РФ, и правонарушения, предусмотренные КоАП РФ.
Отличия указанных форм деяний заключаются, в первую очередь, в общественной опасности. Соответственно, уголовные преступления рассматриваются, как более общественно опасные, а административные правонарушения, как менее общественно опасные. Существенно отличается и процедура привлечения к ответственности.
Предлагаемая инициатива фактически создает новую форму деяния - уголовный проступок. Такой подход создаст значительные трудности с точки зрения законодательной техники. Потребуются многочисленные изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Фактически, придется сформировать новые главы кодексов. Одновременно возникнут и трудности правоприменительной практики. Такие значительные изменения всегда сталкиваются с проблемами их внедрения.
Существует отработанный годами механизм декриминализации уголовных преступлений, степень общественной опасности которых признается низкой. Этот механизм предусматривает исключение из особенной части Уголовного кодекса соответствующего деяния и перенос такого деяния в административный кодекс.
Таким образом, при совершении лицом незначительного противоправного деяния впервые, его можно подвергать административному наказанию. Соответственно, у наказанного лица не будет судимости. При повторном совершении такого же деяния, лицо подвергать уже уголовному наказанию.
Такой подход реализован уже на «связке» ст. 6.1.1 КоАП РФ «Побои» и ст. 116.1 УК РФ «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию». Другой пример, ст. 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение» и ст. 158.1 УК РФ «Мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию». Имеются и другие сходные составы, в которых совершение деяния впервые влечет административную ответственность, а совершение повторно - уже уголовную.
Таким образом, задачи декриминализации незначительных деяний и освобождения лиц, не представляющих общественной опасности, от «клейма» ранее осужденного, могут быть решены более простыми и привычными законодательными средствами.
Как Вы оцениваете предложение ВС о гуманизации уголовного законодательства? По Вашему мнению, какие преступления можно отнести к «уголовным проступкам», а какие – нет?
- Я считаю, что, безусловно, гуманизация уголовного законодательства нужна, но она должна носить взвешенный характер. Поголовное всепрощение, как правило, не предотвращает преступления, а стимулирует к совершению преступлений. Важно, что поправки не должны приводить к нарушению прав других лиц. Так, например, умышленное причинение легкого вреда здоровью – т.е. речь идет о покушении на жизнь и здоровье человека. За такие преступления должно быть реальное наказание. Я считаю, что наказание должно быть наоборот ужесточено. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица – нарушение права собственности и неприкосновенности жилища. Наказание за такое преступление должно быть более суровым, чем предлагается! Это нарушение права собственности, повторю, и неприкосновенность частной жизни. Разглашение тайны усыновления – тоже, наоборот, должно квалифицироваться как тяжкое преступление, так как это покушение на частную жизнь и на психическое здоровье граждан, нарушение тайны усыновления может привести к трагическим последствиям. Клевета – я бы рекомендовала декриминализовать статью, перевести в разряд административных правонарушений.
В остальных частях – поддерживаю позицию ВС РФ.
Главное, чтобы поправки не вели к нарушению прав и свобод человека.