Сенатор Людмила Бокова разработала проект закона, который вносит поправки в Трудовой, Гражданско-процессуальный и Семейный кодексы РФ. В частности, документ предполагает расширение полномочий медиаторов, а именно их допуск к бракоразводным процессам.
По мнению, автора законопроекта, медиаторы посодействуют бракоразводному процессу ради мирного урегулирования споров. Граждане, состоящие в браке, смогут предоставлять суду медиативные соглашения, которые будут регулировать порядок раздела имущества, выплаты алиментов, а также уточнения того, где и с кем будут жить общие дети, пишет «Ъ».
Медиаторами смогут стать лица, ранее не судимые, возрастом от 25 лет с высшим образованием и подтверждением прохождения профподготовки по медиации. Программы по посредничеству будут утверждаться кабмином РФ. Сенатор подчеркивает, что существующая ныне практика медиации не всегда является таковой, поскольку проводить процедуру могут как профессионалы, так и не профессионалы. Ввиду этого, законодательство в части медиации нуждается в доработке.
Более того, документ изменяет процедуру рассмотрения дел судами в части временных затрат: сенатор предлагает не включать время, которое отводится для мирного решения споров при участии медиатора, в общие сроки рассмотрения бракоразводного дела. Таким образом, суды будут защищены от обвинений в волоките.
Как Вы оцениваете законопроект, предполагающий расширение процедуры медиации для решения семейных споров при разводах?
Большое количество споров в сфере семейных отношений связано с высоким уровнем разводов и носит негативный характер, как для социальной сферы, особенно в отношении детей, так и для судебной системы, создавая значительную нагрузку на суды. Формирование традиции мирного внесудебного урегулирования отношений бывших супругов, могло бы улучшить психологический климат в обществе. Предлагаемая инициатива медиации в сфере семейных отношений не нова для российского права, а является развитием Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".
Для начала отмечу, что закон был принят еще в 2010 году и вступил в силу 1 января 2011 года. Закон существует более 6 лет, но практика его применения крайне скудна, несмотря на то, что практически во всех судах установлены стенды с информацией о возможности урегулирования спора путем процедуры медиации. Идея медиации в целом хорошая и, при воплощении в жизнь, могла бы ускорить разрешение споров и разгрузить суды. Но она непривычна менталитету россиян. Многие люди не верят в судебную систему и, тем более, не готовы доверить урегулирование вопроса медиатору. У участника семейного спора возникают опасения, что медиатор тайно займет сторону одного из участников спора.
Если говорить о процедуре медиации в бракоразводных процессах, то ожидать ее активного применения оснований нет. Возможны единичные случаи, но массовое внедрение мало реально.
Частично функции по медиации при семейных спорах берут на себя адвокаты, привлеченные сторонами. Они формулируют и предлагают оппонентам условия внесудебного урегулирования. Но в конечном итоге адвокат действует в интересах своего доверителя и о нейтральном отношении к спору речи быть не может. Адвокат будет, в большей или меньшей степени, продвигать интересы доверителя.
Активное использование процедуры медиации в России возможно только при условии, если в силу закона она будет обязательной для обращения в суд. То есть для обращения в суд истец должен будет представить подтверждение о том, что воспользовался процедурой медиации, но спор так и не был урегулирован. Это должно быть неким подобием обязательного претензионного порядка в арбитражном процессе. Однако, такое требование столкнется с вопросом оплаты деятельности медиатора. Если оплату должен будет осуществлять истец по семейному спору, то это будет нарушением его конституционного права на доступ к правосудию. Если же деятельность медиаторов при разводе будет финансироваться государством, то возникает проблема источника для такого финансирования. В текущей экономической ситуации, с учетом большого количества разводов, сомнительно, что государство возьмет на себя расходы по оплате услуг медиаторов.
Если сравнивать использование медиации в других странах, то Россия ближе к азиатским странам, где медиация, несмотря на наличие законодательной основы, не получила распространения. В США и странах Европы, возможно в силу других юридических традиций и отличия в менталитете, медиация достаточно распространена.
Обобщу сказанное. Идея расширения медитативных процедур на семейные споры в целом положительная, но предпосылки ее широкого использования в России отсутствуют.
Как Вы оцениваете законопроект, предполагающий расширение процедуры медиации для решения семейных споров при разводах?
К законопроекту, предполагающему расширение процедуры медиации для решения семейных споров при разводах, есть вопросы:
Законопроект предполагает, что супруги при разводах смогут приносить в суд медиативные соглашения, регулирующие порядок выплаты алиментов и раздел имущества, а также уточняющие, с кем будут жить дети. Сейчас на практике такое соглашение возможно на любой стадии судебного процесса и утверждается оно судом или же супруги обращаются к нотариусу, заключают нотариально удостоверенное соглашение и дело в суде прекращается. При этом, сама процедура достаточно понятна и пройдена проверку на практике. Более того, суд всегда разъясняет сторонам право на заключение мирового соглашения и принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения.
В случае спора о детях, в суде всегда обязательно участие опеки, а в некоторых случаях прокурора. Опека зачастую проводит необходимую разъяснительную работу и способствует заключению мировых соглашений. В таких случаях, вообще не совсем понятна роль медиатора.
На данный момент медиатор не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь, если же критерии будут изменены, будет дублирование роли представителя в суде. Если нет, медиатор не будет учитывать юридические аспекты, а это может привести к тому, что соглашение, достигнутое в рамках медиации, не будет утверждено судом или же будут нарушены права той или иной стороны, тем более вопрос касается семейного права и интересов ребенка.
Сторонники медиации в спорах по семейному праву не всегда учитывают, что ее успешное применение на Западе не учитывает особенности менталитета наших граждан и нашей правовой системы.
Процедура медиации, по логике законопроекта, должна разрешить нагрузку на суды и исполнителей, а не проще ли выстраивать устойчивую судебную систему и разрешать проблемы в сфере исполнительного производства, чем вводить новые институты, не решая накопившихся проблем?
Возможно, что в этом вопросе моя позиция консервативна, но, повторюсь, что медиация в семейном праве преждевременна, поскольку речь здесь идет о соблюдении баланса интересов сторон, в том числе прав на имущество и алиментных обязательствах, а также соблюдении прав ребенка, а не просто красивое примирение и отчетность для статистики.
Как Вы оцениваете законопроект, предполагающий расширение процедуры медиации для решения семейных споров при разводах?
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Медитация как альтернативный способ разрешения. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" данный закон в том числе регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из семейных правоотношений. Согласно справке о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" за 2015 год" , утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г. к категориям дел, в которых спор был урегулирован путем проведения медиации, относятся семейные споры (в том числе о расторжении брака супругов, имеющих детей, споры, связанные с воспитанием детей, дела по спорам о разделе совместно нажитого имущества между супругами). Таким образом, применение процедуры медиации при разрешении семейных споров, в том числе спорах между супругами при расторжении брака, не является новеллой, а внесенный законопроект лишь уточняет требования к медиаторам и дополняет действующее процессуальное законодательство статьями о применении процедуры медиации. Сам законопроект я оцениваю положительно, поскольку более строгие требования к кандидатуре медиатора обоснованны тем, что данная категория споров является достаточно сложной, и посредник, который сможет помочь в урегулировании спора, должен иметь достаточный опыт и нести ответственность за свои действия. В настоящее время согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.