В Кабинете министров РФ предлагают объявлять граждан, которые не платят алименты и не выходят на связь с судебными приставами более года, «безвестно отсутствующими». Такой статус автоматически означает увольнение злостного неплательщика с работы и снятие его с учета. В то же время дети, которые не получают алименты, смогут претендовать на государственные пенсии по утрате кормильца. Такие положения были включены в законопроект, вносящий поправки в закон «Об исполнительном производстве» и в Гражданско-процессуальный кодекс.
Судебные приставы сообщили, что на данный момент у них в производстве находится более 50 тысяч дел по «алиментщикам» со сроком исполнения более года, ввиду невозможности разыскать фигуранта, пишет «Ъ». Поскольку борьба со злостными неплательщиками алиментов выходит на новый уровень, то поправки призваны мотивировать заявителей активнее обращаться в суд в случае неполучения алиментов.
По решению суда «алиментщик» будет признан «отсутствующим», а заявитель будет получать на ребенка пенсию. Эксперты подсчитали, что принятие поправок может обойтись государству в 3 млрд рублей ежегодно (на выплату пенсий на ребенка).
Как Вы оцениваете поправки в ГПК, ужесточающие ограничения для «безвестно пропавших» неплательщиков алиментов?
Каникулы кончились. Отдохнувшие на зарубежных курортах загорелые слуги народа вернувшись на родину и сразу решили доказать, что не зря едят свой хлеб.
Данный законопроект не является глупым и полностью бесполезным, безусловно, его нельзя ставить в один ряд с «гениальными» идеями о привлечении граждан к ответственности за умышленное уничтожение грибов, законопроекте «Об охране граждан от последствий потребления чеснока» или «плавающими» майскими праздниками.
Предложенная законодательная инициатива носит вполне благой характер и направлена на разрешение правовой неопределенности в случаях, когда взыскателю неизвестно место нахождения должника. Суды отказывают гражданам в исках о признании должника безвестно отсутствующим на том основании, что они не обращались в правоохранительные органы, а правоохранительные органы не заводят разыскных дел, ссылаясь на то, что розыском должников должна заниматься служба судебных приставов.
Вместе с тем в законопроекте имеют место некоторые нестыковки.
Так в пояснительной записке указано, что реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, однако, основной целью предложенных изменения является возможность получения взыскателями государственных пособий по потере кормильца.
Тысячи людей будут получать пособия от государства, поэтому говорить о том, что данный законопроект абсолютно беззатратный для государства необоснованно, если только вслед за ним не прилетит излюбленная мысль сильных мира сего об увеличении налогов или внедрении очередных необоснованных поборов с населения, от которых сами депутаты будет освобождены, ведь они существуют на грани бедности. Их шестизначных зарплат едва хватает на еду, скромные развлечения и топливо для люксовых авто.
Также хотелось бы отметить, что столь простой механизм признания гражданина безвестно отсутствующим может быть ему выгоден. Даже поверхностный анализ ситуации позволяет сделать вывод, что таким образом будет возможно вполне легально уклониться от исполнения воинской обязанности или приостановить административный надзор.
Следует учесть и качество разыскной работы судебных приставов. Вероятность того, что они реально будут кого-то искать, крайне мала. Практика показывает, что зачастую они не могут на собственной парковке найти и арестовать автомобиль должника, на котором он явился по вызову судебного пристава.
В силу закона недопустимо признание чьего-либо отсутствия или объявление умершим, когда доподлинно известно, что еще не все возможное сделано для розыска, поэтому в случае с судебными приставами, вероятнее всего, граждане в судах, также как и раньше, будут получать отказы, поскольку приставы не предприняли необходимых мер для розыска должника.
Как Вы оцениваете поправки в ГПК, ужесточающие ограничения для «безвестно пропавших» неплательщиков алиментов?
К данной инициативе следует подходить разумно, взвешивая все «за» и «против».
Если изначально проект предполагает улучшение ситуации с взысканием алиментов, то, на мой взгляд, это вряд ли поможет. Поясню почему.
Вместо исполнения обязанностей плательщиками алиментов, эта функция будет переложена на плечи государства, которому и так в последнее время нелегко.
Инициатива увольнения неплательщиков с работы вызывает недоумение. Если приставы не нашли источников дохода у лица, обязанного уплачивать алименты, то вывод один – или работает не официально, или вовсе не работает. Как будем увольнять неработающего?
Одновременно напрашивается вопрос, а не будет ли обязанность по увольнению такого сотрудника вмешательством в коммерческую деятельность предприятия?
Снятие с регистрационного учета по указанному основанию войдет в противоречие со ст. 40 Конституции РФ.
С учетом того, что не так давно ст. 157 УК РФ была декриминализирована, то инициатива с признанием должников «безвестно отсутствующими» преждевременна, поскольку к уменьшению количества производств по выплате алиментов не приведет, а вот к снижению ответственности самого неплательщика, безусловно.
Как Вы оцениваете поправки в ГПК, ужесточающие ограничения для «безвестно пропавших» неплательщиков алиментов?
По моему мнению, данный законопроект Правительства РФ порождает очень важные 3 (три) ключевых проблемы. Такой подход создаст множество трудностей и коррупцию на разных уровнях. Проблемы вижу в следующем:
1. Процессуальная. Гражданин РФ, признанный безвестно отсутствующим, теряет правоспособность и дееспособность, т.е. это означает разрушение семейного института, невозможность устроиться на работу, можно потерять единственное жилье, и все имущество, нажитое непосильным трудом, будет так же потерянно и т.д. Таким образом, нарушаются права гражданина РФ, гарантированные Конституцией РФ.
2. Дополнительная нагрузка на БЮДЖЕТ РФ. Государству придется выплачивать различные пособия, как единовременные, так и ежемесячные. В настоящее время Правительство РФ имеет очень большие трудности с формированием бюджета.
3. Федеральную службу судебных приставов в таком случае необходимо включать в систему МВД РФ. Или у службы будет своя система розыска. В таком ключе не исключены злоупотребления со стороны приставов. В настоящее время система ФССП работает неэффективно и если добавить дополнительные полномочия, возникает проблема коррупционной составляющей.
Более того, судебная система загружена и переполнена различными исками, судебные процессы длятся годами. Что делать с выплатами и другими вопросами, если гражданин РФ объявился? Что делать с долговыми обязательствами, кредитами и т.д. (нет человека, нет проблем), если кредит не выплачивается? Нельзя исключать и человеческий фактор, ведь часть граждан РФ проживает за чертой бедности и получение различных пособий является их единственным источником дохода.